Учёный совет Сибирского федерального университета (СФУ) принял решение об открытии кафедры географии на базе Института экономики, управления и природопользования. Этому событию предшествовала напряжённая работа, связанная с получением лицензии на право ведения образовательной деятельности по программе бакалавриата «География». Новая специальность появилась в одном из самых крупных российских вузов благодаря совместным усилиям Русского географического общества и руководства университета.
География является наукой комплексной. Её основная часть — учение о территориальных комплексах (ландшафтах, геосистемах), которые в своей совокупности образуют географическую оболочку Земли и одновременно являются средой обитания человека, ресурсной базой его жизнеобеспечения и жизнедеятельности в пределах любой страны и отдельного региона. Поэтому подготовка бакалавров-географов в университете будет осуществляться по трём профилям: «Физическая география и ландшафтоведение»; «Экономическая, социальная и политическая география»; «Рекреационная география и туризм».
Под новую специальность выделено 25 бюджетных мест. Приём документов начнется в ближайшее время.
Открытие кафедры географии совпало с важным событием — в 2013 году отмечается 50-летие университетского образования в городе Красноярске, а в 2012-м кафедра физической географии Красноярского педагогического университета отметила 75-летие. Однако цели и задачи классической и педагогической географии различны. Педагогический вуз готовит школьных учителей географии. Подготовка исследователей-географов имеет свою специфику и базируется на фундаментальных знаниях основ географических наук с обязательным владением ГИС-технологиями. Ни одна из наук, кроме географии, не позволяет одновременно территориально, комплексно, конкретно и глобально рассматривать природные и социальные процессы, происходящие в современном быстро изменяющемся мире.
Развитие географической науки в Красноярском крае сегодня — насущная необходимость. Регион является территорией с широким спектром природных зон Северного полушария Земли — от полярных пустынь на островах Северного Ледовитого океана до полупустынь внутриконтинентальных районов. Огромные площади принадлежат зонам тундр, тайги, а также лесостепным и степным ландшафтам. Столь большие различия в природных условиях не могли не отразиться на всей истории хозяйственного освоения и развития территории региона и на разнообразии современной деятельности её населения.
Любое решение, принимаемое в хозяйственно-экономической сфере на такой огромной территории, как Красноярский край, должно соответствовать природно-географическим особенностям каждого его региона, естественным ресурсам и современному состоянию окружающей природной среды. В этом ключе огромное значение приобретает как изучение пространственно-временных закономерностей формирования совокупности природных условий, так и создание комплексных географических характеристик отдельных районов края.
Сибирский федеральный университет, один из крупнейших вузов страны, самый крупный вуз за Уралом, был создан в Красноярске в 2006 году. В его состав вошли четыре вуза Красноярского края. Университет является вторым в России вузом по числу бюджетного приёма, сейчас там обучается около 40 000 студентов. В состав СФУ входят 20 институтов, где готовят специалистов по 171 направлению. В состав попечительского совета СФУ входят представители крупного бизнеса, политики и учёные. Председатель совета — Дмитрий Медведев, глава правительства РФ.
О перспективах становления географического образования в университете рассказывают ректор СФУ академик РАН Евгений Александрович ВАГАНОВ и доктор географических наук, профессор кафедры экологии и природопользования Института экономики, управления и природопользования Галина Юрьевна ЯМСКИХ.
— Евгений Александрович, создание кафедры с нуля — дело нелёгкое. Что уже сделано в этом направлении?
— Развитие географической науки в нашем университете должно соответствовать мировым стандартам. Нами был изучен опыт преподавания географических дисциплин в лучших университетах Европы и США. Формирование основных образовательных программ осуществлялось с учётом государственных образовательных стандартов и достижений в преподавании географии зарубежных университетов.
— Как решается вопрос с преподавательскими кадрами для новой кафедры?
— Кадры есть как в Красноярске, так и за его пределами. Мы имеем возможность приглашать ведущих географов страны на чтение коротких курсов; уже изъявили желание приехать преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Тюмени, Томска и других городов России.
— Сформированы ли библиотечный фонд для будущих студентов-географов и учебно-методическая база?
— Большую помощь в обеспечении вуза методической литературой оказывает Русское географическое общество. Кафедра географии и библиотека СФУ получили на приобретение учебной и методической литературы по географии полмиллиона рублей.
Из Санкт-Петербурга, по инициативе РГО и вдовы доктора географических наук Соломона Борисовича Слевича, отправлена в дар нашему университету прекрасная личная библиотека, состоящая из более чем 1300 томов.
В создании учебно-методической базы нам также оказывают активное содействие ОАО «НК Роснефть», Институт леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН, Государственные природные заповедники «Саяно-Шушенский», «Столбы», «Хакасский» и другие организации.
В апреле текущего года Русское географическое общество объявило акцию «Подари библиотеку». Мы обратились к представителям своих региональных отделений и просто к неравнодушным людям с предложением помочь сибирским географам сформировать библиотеку по специальности.Одной из первых на эту просьбу откликнулась вдова профессора, доктора географических наук, члена Русского географического общества Соломона Борисовича Слевича, которая решила передать библиотеку супруга в дар новому отделению географии. Библиотека профессора Слевича включает в себя 1334 наименования печатных изданий.
Профессор кафедры экологии и природопользования Института экономики, управления и природопользования Галина Юрьевна Ямских
— Галина Юрьевна, смогут ли выпускники новой кафедры в будущем гарантированно трудоустроиться?
— Прежде чем начинать работу по созданию кафедры, мы обратились в те организации, где географы могли бы найти себе будущее место работы. Очень активно откликнулись на наши письма краевой комитет по молодёжной политике и туризму, дирекция по особо охраняемым территориям, Красноярское отделение Сибирского отделения РАН, геологические экспедиции, туристические фирмы.
Во время поездки на конференцию Ассоциации американских географов я узнала, что там есть должность — главный географ Госдепартамента США. Быть может, в недалёком будущем и в нашей стране появится такая должность, и наши студенты будут достойны её занять.
— Что такое география сегодня, когда эпоха географических открытий закончилась? И кто такой географ?
— Толковать географию только как науку, связанную с географическими открытиями, и сто лет назад было нельзя. Многочисленные географические экспедиционные исследования дали возможность понять, где мы живём и чем мы владеем. Сегодня задача состоит в том, как нам сохранить природную среду и обеспечить комфортное существование человека. Как жить и развиваться в многополярном мире.
Кратко можно сказать, что географ сегодня — это высокообразованный специалист, имеющий хорошую подготовку в области естественных и гуманитарных наук, владеющий ГИС-технологиями.
— Евгений Александрович, что бы вы посоветовали россиянам и гостям нашей страны из-за рубежа посмотреть в Сибири?
— Путешествие по Енисею — одно из самых впечатляющих, какое только может быть. Оно покажет, насколько разнообразна природа нашего края, какие люди его населяют, как они обустраивают свою жизнь и взаимодействуют с природой. А для иностранцев есть много интересных мест, но эти места должны быть обеспечены очень толковой информацией, достаточно комфортными условиями для временного проживания, хорошо налаженными транспортными связями и т. д. В этом направлении в крае надо работать и работать, и во многом это работа для профессиональных географов.
— Галина Юрьевна, какую оценку по географии вы бы поставили современному среднестатистическому школьнику — будущему студенту?
— У ребят есть интерес к географии, но знаний недостаточно. Они мало читают, нередко недополучают знания в школе. Поэтому я бы поставила… троечку. Но пусть не боятся и поступают к нам, мы знаем, как и чему их научить, а применение своим знаниям они обязательно найдут.
Географическая наука в России всегда была востребованна, особенно в советское время (1917—1997 годы). Географическому образованию населения и подготовке кафедр уделялось серьёзное внимание. В этот период в 1918 году в Санкт-Петербурге был создан первый в мире Географический институт как учебное и научно-исследовательское учреждение (в 1925 году он вошёл в качестве факультета в состав Санкт-Петербургского университета). В 1919 году был образован Государственный гидрологический институт, несколько позднее, в 1925 году, — Почвенный институт им. В.В. Докучаева и Институт по изучению Севера, в 1936 году Институт географии АН, в 1938 году — географический факультет Московского университета.
В советский период были проведены и многочисленные экспедиционные исследования, значительно увеличившие географическую информацию и способствующие формированию научных школ, имеющих широкое признание в отечественной и мировой науке. Всем известны физико-географическая (ландшафтная школа) Л.С. Берга и А.А. Борзова; географо-геохимическая школа В.И. Вернадского — Б.Б. Полынова; ландшафтно-геофизическая школа А.А. Григорьева; экономико-географическая школа Н.Н. Баранского — Н.Н. Колосовского и др.
Текст: Татьяна Нефедова при содействии СФУ
Фото: http://www.sfu-kras.ru и из архива Г.Ю. Ямских
Всего комментариев: 0 | |