Африка сделала сальто-мортале,
Дыбом обе Америки встали,
И в довершение безобразия
Влезла в Австралию Малая Азия.
Борис Заходер, «География всмятку»
На
Всероссийском съезде училелей, состоявшемся 28-29 октября 2011 года,
свой взгляд на проблему школьного географического образования представил
Владимир Павлович Максаковский - профессор, академик РАО, автор
популярнейшей серии учебников по социально-экономической географии мира.
В.П. Максаковский в красках обрисовал ситуацию, в которой оказалась географическая наука: «География переживает в России не лучшие времена. Хотя география – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, которое формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры».
Язык географии давно уже стал общекультурным языком нации, отмечает В.П. Максаковский: «Вы когда-нибудь в средствах массовой информации слышали хоть одну математическую формулу, физические уравнения и химические валентности? А с языком географии каждый встречается с утра до вечера. Где находятся Ливия, Сирия, Ингушетия?»
Географические знания нужны людям очень многих профессий. И, как ни странно, несмотря на все это, рейтинг географии в России снижается, сокрушается профессор. «География не может пробиться в 11-й класс. Часы, отведенные изучению географии, сокращаются. В результате мы получили снижение массовой географической культуры, повальную географическую безграмотность от прораба до министра, которая нам уже обернулось миллиардными экономическими потерями и ни с чем не сравнимым экологическим ущербом».
Кто виноват и что делать?
«Кто виноват в таком положении школьной географии? - задается вопросом В.П. Максаковский. – Будем самокритичны и скажем, что мы, учителя, в чем-то тоже виноваты – где-то не так учим школьников, а университеты не так учат будущих учителей географии. Но критические слова мы должны сказать и в адрес наших начальников. Наше министерство уже давно третирует географию как школьный предмет, считая ее второстепенным предметом.
География имеет огромную потенцию, поскольку она – и общественный, и естественный предмет, а на стыке наук предметы развиваются быстрее всего. Но, видимо, чиновники держат географию на полставки.
К сожалению, бытует дилетантское представление о географии как о науке прошлого. Есть и еще одна причина отставания школьной географии – это общий упадок российского образования. И вузы с каждым годом получают все более слабых, неподготовленных абитуриентов.
Понятно, что ситуация объясняется целым комплексом причин. Наша страна пережила болезненный переход от одного общественного строя к другому, переход к рыночным отношениям. Мы все должны быть благодарны рынку за то, что он избавил нас от дефицита, который мы испытывали в советские времена. С другой стороны, рынок привел нас к огромному социальному расслоению общества и к полному изменению менталитета российского общества. Никто уже «за мечтами и за запахом тайги» не едет – все едут только за деньгами. За последние 20 лет произошел огромный спад общего уровня культуры, нравственности, духовности в обществе.
Советская школа имела ряд недостатков, но это была школа знаний, школа, дающая фундаментальную подготовку. А теперь мы бездумно, копируем западный образовательный опыт, разрушая опыт свой. ЕГЭ толкает нас на путь формализации – с его помощью нельзя проверить глубину знаний, можно проверить только уровень информированности.
Недавно сделана еще одна попытка навязывания России западного образовательного опыта. Возможно, в проекте ФГОС-2 есть рациональные предложения, но две его идеи встретили общий отпор в обществе. Во-первых, идея беспрецедентной индивидуализации обучения, разрующая единое образовательное пространство, во-вторых – выборочное изучение предметов в 10-11 классе. Мы этот проект назвали «проектом дебилизации учащихся». Перевод на выборочную систему – это смертный приговор школьной географии. Количество выпускников, сдающих ЕГЭ, снижается с каждым годом.
Но если проект все-таки примут и внедрят, то единственный выход – переход на 12-летнюю школу. В мире более ста стран учат детей 12 лет, более пятидесяти – 13 лет.
Большинство молодых людей думают о карьере и материальном благополучии и учатся не ради знаний, а ради аттестата и вузовского диплома – не понимают, что сегодня в мире ничего более ценного, чем прочные знания, не существует. Многие считают, что такие предметы как литература, география, история для карьеры не потребуются.
Я вспоминаю заметку Евтушенко в «Литературной газете». В издательство принес свою статью молодой литератор. Ее не взяли, а литератору посоветовали почитать «Повести Белкина». Через неделю он пришел снова: «Я перерыл все библиотеки, но писателя Белкина я не нашел!».
В
школе у нас не стоит задача готовить специалистов – математика, физика,
биолога, географа. В 1918 году, выступая перед учителями, нарком
просвещения Анатолий Васильевич Луначарский заметил, что необходимо
знать азы всех наук и сравнил образованного человека с оркестрантом,
который прекрасно играет на своем музыкальном инструменте в оркестре, но
одновременно слышит звуки всего оркестра, которые сливаются для него в
одну гармонию, которую мы называем культурой. Задача общеобразовательной
школы – воспитать культурного, образованного человека. Не случайно
средняя школа называется общеобразовательной, а высшая –
профессиональной.
Очевидно, что нам нужна общая «дорожная карта» для вывода школьной географии на светлый путь. И главным лицом «дорожной карты» должны стать учителя. Речь идет о воспитании личности, гражданина нашей родины. От учителей требуется научить школьников учиться, а не вкладывать в голову сумму знаний.
Конечно, нужно рассчитывать и на помощь государства, которое должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя.
Константин Паустовский назвал труд писателя «сладкой каторгой», потому что он требует отдачи всех сил, но приносит большое удовлетворение. Наверное, труд учителя мы могли бы охарактеризовать так же. Василий Осипович Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что ты преподаешь и тех, кому ты преподаешь».
Евгения Сороколетова
Фото: Ярослав Никитин
Всего комментариев: 0 | |