В Государственном историческом музее открылась выставка «Афон. Образы Святой земли», организованная при поддержке Русского географического общества.
«Во
многом благодаря стараниям одного из старейших членов РГО,
православного писателя и историка церкви Андрея Николаевича Муравьёва в
Пантелеимоновом монастыре было собрано 300 икон, что способствовало
упрочению положения монастыря. И в последующее время вместе с
российскими дипломатами и священнослужителями члены РГО активно
поддерживали русское монашество на Афоне, содействовали развитию связей
между Россией и Афонской монашеской республикой, – рассказал на открытии
выставки Президент Русского географического общества С. Шойгу. – Именно
в контексте продолжения этих традиций мы рассматриваем нынешнюю
выставку. Конечно, её собственный смысл гораздо шире. У таких выставок
всегда есть особая миссия – привлечение внимания к духовным и культурным
явлениям, которые могут и должны быть опорой при решении многочисленных
проблем».
С X века часть греческого полуострова Халкидики, увенчанная высокой горой, получила в Византии статус уникальной монашеской страны, где расположены 20 главных монастырей и бесчисленные скиты и кельи отшельников.
В
основе выставки – уникальные фотографии, собранные усилиями монахов
монастырей святой горы Афон за последние 30 лет и хранящиеся в афонском
монастыре Симонапетра. 240 старинных фотографий 1848-1963 годов поведают
зрителям о природе и архитектуре Афона, монашеском быте, священных
обрядах и монахах-отшельниках.
Большинство снимков были созданы монахами в монастырях Афона, которые в XIX веке обладали лучшими фотолабораториями на Балканах.
Интересно, что на выставке показаны 20 оригинальных фотографий с видом горы Афон из фотоальбома, принесённого в дар великому князю Константину Константиновичу Романову во время посещения им Афона в 1881 г. Альбом сейчас хранится в фотоархиве Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. Великий князь Константин Константинович был одним из самых замечательных представителей рода Романовых. Поэт и драматург, он был неизменным покровителем русской культуры и науки, а с 1889 по 1915 г. возглавлял Российскую академию наук и в этом качестве способствовал осуществлению многих проектов.
Посетители выставки окунаются в необычную атмосферу межкультурного пространства, близкого каждому человеку. Она создается звучащей фоном музыкальной композицией серба Арсения Йовановича, созданной из реальных звуков горы Афон и записанной в 1969 году.
В
центре экспозиции – 12-метровая стеклянная инсталляция, повторяющая
абрис и высотную структуру Святой горы. Стеклянные кубические фигуры, из
которых состоит инсталляция, наполнены землёй Афона и русской землёй.
Содержательным центром выставки является икона Богоматери Иверской из фондов Исторического музея. Эта икона была прислана на Русь с Афона в 1648 году в качестве дара будущему патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу.
На выставке можно посмотреть старинные карты и гравюры с видами Афона, которые дают представление о реальной географии Афона. Интересно, что одна из карт «сделана по глазомеру» в 1835 году.
Отражена в экспозиции не только «география», но и «биология» Афона – на стенах среди фотографий словно светятся подлинные растения и цветы Афона. Святогорский гербарий сегодня располагает значительной коллекцией флоры. Растения помещают под пресс, высушивают и покрывают защитной плёнкой. Помещённые под стекло, растения становятся настоящими произведениями искусства.
Наталия Первова
Фото Ярослава Никитина, Кирилла Кузнецова и Евгении Сороколетовой
Всего комментариев: 0 | |