На съезде учителей географии со своим видением проблем географического образования выступили известные специалисты.
Награждённый золотой Константиновской медалью академик В.М. Котляков уверен, что «география – важнейшая наука об окружающей среде». Владимир Михайлович напомнил собравшимся, что география – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем своем многообразии, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы. Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований, географического воспитания и образования.
В. Котляков предложил усилить «приложенческий аспект и практическую направленность в системе преподавания географической науки, повысить методический уровень, в частности использование карт». А также, по мнению ученого, необходимо вкладывать средства в создание современных учебников.
Валерий Васильевич Сударенков в своей речи уделил особое внимание «ландшафту в формировании географической культуры школьника». Он привел тезис Константина Ушинского: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес с впечатлением моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагогики».
Россия обладает самым большим и уникальным по разнообразию ландшафтным потенциалом. «Мы первыми предложили, и Европейский кабинет министров это признал – идею устойчивого развития на принципах ландшафтного подхода. Устойчивое развитие включает продуманный ландшафтный подход к окружающей среде – именно это и есть устойчивое развитие, другого устойчивого развития, без учета этого фактора, не должно быть... Мы должны учитывать богатейший опыт стран-членов совета Европы в области ландшафтной политики. Но, к сожалению, у нас нет ландшафтного законодательства», - сказал В. Сударенков. Причины отсутствия прогресса развития ландшафтоведения, на его взгляд, заключаются в несбалансированности отношений между социальными нуждами (тем, что нужно человеку, нужно обществу), экологической деятельностью и окружающей средой. Среди прочего, это и сохранение утилитарно-ресурсного подхода к ландшафтному потенциалу, и игнорирование ландшафтного фактора при принятии управленческих решений, а также «отсутствие специалистов в области оценки используемого ландшафта и программ обучения в области ландшафтов, например, сельских ландшафтных школ».
Директор Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд вспомнил, как его первая учительница в Киеве называла географию аналитической наукой. Это в полной мере относится и к гидрометеорологии. Данная область географии достаточно древняя, в России ей официально 177 лет. Однако первые наблюдения начались ещё при отце Петра I, Алексее Михайловиче Тишайшем. Результаты наблюдений заносились в "Тайный приказ". При Петре начались постоянные наблюдения за погодой. В 1715 году учреждён первый в России водомерный пост на р. Неве, а в 1722 году вышел указ Петра I о начале постоянных наблюдений за погодой.
Школьникам, представителям практичного молодого поколения, гидрометеорология должна быть понятна - здесь особенно хорошо виден прикладной аспект. Это военное дело и авиация, сельское хозяйство и энергетика, туризм и рекреация... Велик и зримый экономический эффект - как от природных гидрометеорологических явлений, в частности, изменений климата, так и от активного воздействия на погоду, при умелом применении приносящего огромные дивиденды.
К сожалению, в метеорологическом образовании мы во многом отстаём от пресловутой Америки. У нас в школах в основном ведутся дневники природы, и лишь передовые учебные заведения могут быть оснащены приборами. В то же время в школах США имеется 8000 метеостанций, причём они используются не только в учебных целях, но и передают данные для научных нужд, и ученики чувствуют свою причастность к "большой географии".
Фото: Ярослав Никитин
Всего комментариев: 0 | |