- Как используются на уроках компьютерные технологии, работаете ли вы с космическими снимками?
Десинов Лев Васильевич, Институт географии РАН,
руководитель программы «Мониторинг земной поверхности с Международной
космической станции»:
- Школьники учатся по картам – это основа, но дополнение к
картографическим образам в виде снимков земной поверхности было бы очень
ценным.

Участники съезда
Приведу один простой пример. Когда
учителя рассказывают о пустыне – они показывают карту, где пустыня
изображена точками. У ребенка создается ассоциация, что пустыня – это
барханы и песок. Но в реальности таких пустынь совсем немного. Возьмите
Гоби, Тибет, высокогорные пустыни Перу и так далее – это совсем другие
пустыни! И когда вы показываете карту с точками, а потом десяток
изображений, показывающих, какие бывают пустыни, у ученика складывается
совершенно иной образ, иное представление.
В нашем институте собрано 200 тысяч
космических изображений Земли, и этот фонд можно было бы использовать в
образовательном процессе. Печально не только то, что космические образы
практически не используются – горько, что учитель видит иностранную
съемку, сделанную «Гуглом», индийскими, израильскими спутниками, а вся
российская информация остается невостребованной.
Одно дело – автоматическая съёмка со
спутника, когда получают плановые изображения поверхности, другое дело –
работа космонавта на борту. Мы имеем дело с фотохудожником! Используя
иностранную, а не отечественную космическую съёмку, мы делаем вклад в
потерю образа нашей страны. Я призываю внедрять отечественную
космическую съёмку в образовательный процесс.
М.А. Мартышкова:
Я недавно получила вторую специальность и сейчас работаю учителем не
только географии, но и информатики. Это позволяет мне объединить два
предмета, ведь на уроках информатики задание можно преподносить так,
чтобы оно содержало географическую составляющую. Количеством часов меня
не обижают, и даже сейчас, когда в 6 классе на географию осталось 35
часов, я преподаю два урока в неделю. Кроме того, у меня есть часы на
занятия проектной деятельностью. В частности, мы принимаем участие в
конкурсе «Живая карта». Началось с того, что мне предложили возглавить
группу для участия в этом конкурсе. Сейчас ребята оформляют собственные
проекты, исследования, выступают с докладами на конференциях и
конкурсах, проводят эксперименты по космическим снимкам в программах,
которые нам дал «Сканекс», создают новые карты, сравнивают их со
старыми, дешифрируют снимки. Я начинала с 6 класса, сейчас мы уже дошли
до 11-го. Ребята готовы часами сидеть и после уроков, и в выходные дни.
Кроме этого, мы ещё и по сопкам ходим, и в походы, экспедиции, всё это с
большим удовольствием. Интерес подогревается также за счёт участия в
дистанционных олимпиадах, ведь с Сахалина нам трудно выехать. Сейчас
началась Международная олимпиада по основам наук, в которой ребята с
большим удовольствием участвуют. Они не считают, что в географии уже всё
открыто – наоборот, прекрасно знают, сколько ещё предстоит сделать и
какая это сложная наука, потому как открытия им приходится делать и
самим.
Р.А. Абдуллаева:
У меня большой набор интерактивных медиапособий. В 11 классе у нас идёт
страноведение – недавно была Латинская Америка, на очереди следующий
регион. Ребята с удовольствием делают презентации, показывают их,
защищают.
В кабинете географии есть около 30 карт,
15 глобусов, 15 компасов, маленькая метеостанция. В школе у нас три
интерактивные доски, проекторы. Конечно, с обладателей таких «богатств»
требуют результаты. И они есть – на городской олимпиаде мы ежегодно
занимаем первые места, побеждали в нашей традиционной
научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Н.А. Жильцова:
У нас есть компьютерный класс, но мы редко можем его занимать. А так
– делаем презентации, используем электронные учебники. Участвовали в
проекте «Живая карта» и можем оттуда брать космические снимки и другие
материалы. Есть сайты, где можно найти нужное для работы, дети имеют к
ним доступ. Если речь идёт о каком-то более сложном варианте, когда дети
сами составляют карты и анализируют их, то у меня для этого нет
соответствующей, с одной стороны, базы; с другой – должна быть особая
подготовка.