На Всероссийском съезде учителей географии, который проходил в конце октября 2011 года, центральное место заняли острые вопросы школьной географии. Главные из них – сокращение количества часов преподавания, низкий процент сдающих ЕГЭ, плохое качество учебников и отсутствие полевых занятий. С высокой трибуны, на секциях и в беседе с сотрудниками редакции Русского географического общества звучали не только жалобы, но и конкретные предложения.
- Как вы считаете, насколько полно охвачена тема краеведения в курсе школьной географии? Расскажите о вашем опыте практических занятий со школьниками, полевых исследований.
М.А. Мартышкова: Краеведение как отдельный предмет у нас введён не очень давно. Он делится на пять блоков, с 5 по 9 класс. Что касается практической части, раньше в области активно проводили слёты краеведов и туристов. Я тоже выводила команды, готовила их по номинациям «метеорология», «минералогия» и по другим направлениям. Но после несчастного случая, когда медведь набросился на преподавателя, всё прекратилось. В целом дети с большим удовольствием ходят в маршруты и составляют профили. Почему бы, если позволяют условия, не выйти на природу? К примеру, мы делали замеры по гидрологии – площадь сечения реки измеряли. Пробовали намыть золото, хотя, конечно, сами знаем, что его там быть не может, но хотелось попробовать и понять технологию.
У.Ш. Магомедов: Я веду географический кружок, на котором мы исследуем нашу местность, особенно это касается физической географии – ведём наблюдения, занимаемся ориентированием по азимуту и так далее. Кроме того, при подготовке к олимпиадам по географии стараемся выполнять на местности различные задания, которые могут встретиться на полевых турах.
В.И. Фёдоров: Мы забыли о фенологических наблюдениях, которые вели географы! В мае 2011 года в Воронеже зацвёл каштан, который всегда цвёл в июне. А в Оренбуржье в мае появились белые грибы. Кто-нибудь подобное анализирует? Необходимо возрождать краеведческую работу.
Вспомните, какие экспедиции проводили школьные кружки в 60-80 гг. – они открывали месторождения полезных ископаемых! Месторождение асбеста на Урале было открыто учителем географии, башкиром, который возглавлял географический кружок.
Калинин Кирилл Евгеньевич, учитель географии, Надым, ЯНАО:
- В нашем округе недавно появилось два интересных предмета: география Ямала и культура народов Ямала. Но их в штыки восприняли некоторые родители: «Мы всю жизнь жили бок о бок с ненцами, ничего о них не знали, и всё было хорошо». По мнению родителей, эти курсы отнимают у детей ценное время, которое они могли бы потратить на изучение «более важных» предметов – физики, математики, иностранного языка.
Во многом интересы детей определяют родители. Может, нам следует и родителям рассказывать о важности географии, краеведения? И на государственном уровне больше «рекламировать» географию, объяснять, зачем она нужна ребёнку.
Т.Е. Ермакова: У нас обширная программа практических выездов. Летом мы были в Ульяновске, принимали участие в международном волонтёрском лагере. Там были представители 10-15 стран мира, в основном из РУДН, занимавшиеся археологическими раскопками. Школьников очень мало задействовано, в основном это студенты; периодически к нам приезжают исследователи из зарубежных стран, к примеру, в этом году из Нидерландов. Они, конечно, обратили на нас внимание. Со мной ездили девочки из 10 класса (мальчикам обычно сложнее вырваться, они работают). Все они – победители международных конкурсов и конференций. И для них общение с иностранными специалистами очень важно... Кроме того, мы ездили в Болгарию и Турцию.
Н.А. Жильцова: У нас есть географический клуб, он называется «ГЕКЛа». Мы проводим семинары, конференции, викторины, олимпиады, участвуем во всём, в чём только можно участвовать. Работает летний лагерь. Кроме того, каждый классный руководитель организует экскурсионно-походную деятельность. Была такая практика, когда мы с детьми ходили в туристические многодневные походы, самый долгий проходил в течение десяти дней, когда мы на байдарках сплавлялись по Десне. Это был международный проект «Вода на Земле», в котором мы участвовали (в 1995 году) и победили. Но тогда были другие условия, другая ситуация в плане документации. Сейчас организовать даже двухдневный поход катастрофически сложно. Однодневные походы – да, мы в них ходим регулярно, два раза в год я вывожу свой класс. В Брянской области есть мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Недавно мы с 5 классом протопали к ней пешком 5 километров. Трудно, с остановками, но прошли.
В нашей области исследовательские и практические работы школьников связаны с военной тематикой. Наш край – партизанский. Идет активное поисковое движение. Ежемесячно мы слышим о том, что наши поисковики обнаружили останки тел воинов Советской армии, происходят постоянные их перезахоронения. В этом году у нас открыли мемориальный комплекс в Хацуне (маленькая деревня на границе Карачинского и Навлинского районов), где было сожжено 138 человек, от самого маленького – трёхмесячного ребенка – до 74-летнего. Двух немцев они убили, а уничтожили за это всю деревню... Сама земля хранит следы этой войны. Если ты ведёшь детей к «Партизанской поляне» – идёшь по воронкам от минных снарядов. Выезжаешь на границу с Калужской областью – там просто оборонные укрепления, окопы, которые никуда не делись. Идём на «Медвежьи печи» (памятник природы, здесь располагался лагерь партизанского отряда им. Кравцова) с экскурсией – землянки восстанавливаем, красим памятники, убираем на могилах. Рядом с местом, где у нас находится лагерь отдыха «Берёзка», расположена могила Володи Деброва – парня 16 лет, который одним из первых был убит на Брянщине во время партизанского движения в этом районе. Как об этом не говорить? Просто невозможно.
Свой край мы изучаем и на уроках, и в рамках различных мероприятий. При нашем лицее областного масштаба есть общежитие, в котором живёт более 100 детей. Одарённые дети приезжают со всех концов Брянской области и, конечно, привозят информацию о своём районе. В 9 классе есть, как и у всех, курс географии Брянской области, на котором мы обязательно делаем районирование Брянщины, предоставляем возможность детям из разных районов выступить, рассказать о своем крае, делаем презентации. И каждый раз понимаешь, что ты абсолютно ничего не знаешь о своей родной земле. В прошлом году наша ученица – Мажукина Анна – стала победителем Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского с работой по исследованию национального костюма Караченского района (её руководитель – Лилия Владимировна Гродницкая). Представьте, у неё в семье хранился русский национальный костюм, аналогов которому нет на всей Европейской части России. Наши искусствоведы забирали рукава (они отдельно идут к нательной рубахе) и изучали орнамент. Была организована персональная выставка. Аня сейчас в седьмом классе, она с удовольствием рассказывает о своей семье, о бабушке, которая поёт нам песни, и мы их записываем. Вот это и есть краеведение, когда собирается по крупинке обо всем. В итоге складывается очень интересная картина. И, самое главное, детям становится интересно, когда они видят, как их одноклассница с указкой в руке рассказывает делегации из центральных областей России о своём достижении.
Заварзин Олег Владимирович, учитель географии, директор школы, ректор Института повышения квалификации, Брянск:
- Почему география не столь популярна в школьных курсах? Учителя географии перестали быть полевиками и практиками! Преподавание географии сводится к изучению предмета по учебникам.
Везде, где я провожу аттестацию, спрашиваю: какие полевые работы провели? Какие практические занятия были? В ответ – нет инструментария, невозможно выйти и так далее. Находится тысяча причин, чтобы не выводить детей на объекты.
Среди реальных причин – принципы оплаты. Так, учителям физики и химии платят дополнительные деньги за проведение лабораторных практических работ, а для географии и учителей географии такое не предусмотрено.
Учитель географии в первую очередь должен быть практиком. Не будет этого – не привьет он любовь ни к географии, ни к окружающей среде.
Р.А. Абдуллаева: Краеведческая тематика в нашем регионе охвачена недостаточно. У нас в республике убрали из учебного плана изучение географии Чечни. Мы часто общаемся с коллегами из разных субъектов, и почти везде есть региональный компонент – на изучение своего региона дается лишний час. У нас его нет. Нам приходится решать эти проблемы в рамках географии России, включать этот курс в резервные часы.
Что касается практических занятий, мы выходим на природу довольно часто, ведь занятия на воздухе и экскурсии всегда нравятся детям. Одно дело – объяснять на пальцах на уроке в классе, другое – один раз увидеть на местности. Очень хорошо идёт проект «Моё село». Дети делятся на группы, каждая группа получает свой маршрут и делает полную характеристику своих сёл, включая рельеф, почвы, растительность, климат. Это большая, серьезная исследовательская работа. Собирается много материала – фотографии, документы. Ребята всё находят сами, зачастую представляясь журналистами, берут интервью. Такие задания очень помогают поднять мотивацию учащихся.
Всего комментариев: 0 | |
STAV-GEO.RU ИЛЬЯ КОРЖОВ © 2013
Конструктор сайтов — uCoz