- Какова, по вашему мнению,
роль Русского географического общества в подъёме престижа школьной
географии? Какую помощь вы хотели бы получить от Русского
географического общества?

Участники съезда
Н.А. Жильцова:
Мое мнение такое: если популяризировать географию, нужно начинать с
того, что интересно. Дети хотят ходить на экскурсии, ходить в походы. Я
считаю, что Русское географическое общество должно в это включиться. Я
не беру финансовую составляющую этого вопроса, но помогите нам в
организации похода – методикой организации, интересными экскурсиями,
маршрутами. Очень здорово, когда подобное общество интересуется
обыкновенными маленькими шестиклассниками или семиклассниками. Кроме
того, я искренне убеждена, что для популяризации необходимо не просто
спонсировать всероссийскую олимпиаду, нужно организовать свою олимпиаду,
причем пусть она будет дистанционная – дайте нам возможность
поучаствовать в ней, не приезжая в Москву, это дорого для нас. Да,
ребята будут пользоваться другими источниками, но вы не представляете,
сколько нового узнают дети, участвуя в подобных дистанционных
олимпиадах. И потом эти знания выливаются в интересные работы.
Ещё одно пожелание. Для меня, как для
учителя, нужен алгоритм, как дешифрировать космические снимки. За
научно-методической работой я хотела бы обратиться к специалистам
подобного уровня.
Р.А. Абдуллаева:
Один учитель ничего не может решить. Группа учителей – хорошо, а целая
ассоциация – это большая сила. Она может наши вопросы поднять на уровень
региона, страны.
У.Ш. Магомедов:
Это и спонсорство, и информационная поддержка, и возможность получать
дополнительную информацию – о современных исследованиях, новых
открытиях, например, через сайт Русского географического общества, на
который мы часто заходим.
Т.Е. Ермакова:
Русское географическое общество может реально помочь с организацией
различных мероприятий и проектов (к примеру, такого рода, как
международный волонтёрский лагерь в Ульяновске) и привлекать на
них волонтёров – студентов и старшеклассников, мы их уже в школе готовим
к волонтёрской деятельности. Паспорт у школьников есть с 14 лет, они
граждане России, почему они не могут участвовать в таких проектах вместе
со взрослыми? Они ведь с таким удовольствием это делают!
Давайте займёмся объектами Всемирного
культурного наследия. Нужны совместные проекты. Мы вели разговор о том,
чтобы нидерландские эксперты пригласили нас к себе на зимние каникулы –
посмотреть, как у них проводится мониторинг объектов культурного
наследия. Ведь люди даже не знают о таких проектах, потому что о
них нигде не пишется. А если это сделать под эгидой Русского
географического общества, всем будет интересно.
- Что бы вы хотели видеть на сайте Русского географического общества?
Р.А. Абдуллаева:
Я так думаю, что не все учителя имеют возможность путешествовать по
нашей великой стране. Поэтому первое, что могло бы нам очень
пригодиться, если бы вы разместили видеофильмы о каждом регионе с
просмотром в режиме онлайн. Второе, было бы интересно и полезно делиться
опытом, ведь каждый учитель – это личность; смотреть, как другие
учителя ведут уроки, как они используют новые технологии, как у них
получается работать по новым стандартам. Сделать отдельную страничку –
разные учителя, разные уроки, внеклассная работа. У нас мало внимания
уделяется практической деятельности детей, поэтому было бы хорошо, если
бы полевые практики детей, походы показывали «вживую», тем самым
оказывая методическую помощь учителям. Потому что даже на курсах
повышения квалификации ты сидишь в помещении, получаешь теоретические
знания, а, как правило, больше интересует практическая сторона.
У.Ш. Магомедов:
Можно было бы проводить конкурсы среди детей, типа викторин, чтобы
каждый мог свободно заходить, отвечать на вопросы, получать призы, пусть
даже стимулирующие. Как можно больше освещать географические
мероприятия, олимпиадные движения, разные события. Если на сайте будет
размещена информация о современных исследованиях, географических
открытиях, путешественниках, это очень поможет на уроках, потому что в
учебном материале этого практически нет.
Т.Е. Ермакова:
Это должны быть какие-то творческие вещи – интересные презентации из
конкретной практической деятельности, удивительные экспедиции, проекты,
исследования, идеи по внеклассной работе. А их море. У нас есть
интегрированные проекты, например, мы сравниваем семьи наших знаменитых
писателей и музыкантов и связываем это с географией. А дети уже что-то
моделируют, создают. И то, что они создают, хотелось бы увидеть не
только мне, но и другим людям, особенно тем, кто работает в провинции.
Вы знаете, сколько там идей, но они не имеют выхода. К примеру, мы с
детьми делаем по 12 проектов, которые становятся победителями российских
и международных конкурсов. Я, как учитель ЮНЕСКО, работаю по программе
«Наше наследие». Это же безумно интересно – мы проводим летние практики,
встречаемся с разными людьми. Нужно, чтобы люди рассказывали, что они
сделали вместе с детьми. Вокруг много талантливых людей. Они мечтают о
будущем, создают реальные проекты – свои предприятия и тому подобное, но
их никто не слышит. Хотелось бы, чтобы на сайте были размещены проекты с
конкретным результатом и выходом, чтобы мы их из далёкой провинции
выносили на более высокий уровень. Это и других подтолкнет, и далеко
ездить не надо будет. Ни один учебник не проиллюстрирует то, что они
увидят, подумав: «А они вот что делают, как у них хорошо».
Н.А. Жильцова:
Конечно, никакие интерактивные курсы не заменят учителя. Ребенок может
многое прочитать и узнать, но, как показывает практика, в разных классах
уроки никогда не проходят одинаково, даже по одной и той же теме. Но
если на сайте Русского географического общества появятся какие-то
материалы, полезные для учителя, будет здорово. Со своей стороны я
готова оказать любую помощь, готова к сотрудничеству.
У меня к вам есть просьба такого
характера. Я искала самый большой залив России – в книгах,
энциклопедиях, на разных сайтах; у меня есть версии, но точного ответа
на этот вопрос я не нашла. Найдите, пожалуйста, эту информацию! (от редакции: благодарим за вашу просьбу, материал в процессе подготовки и скоро появится на сайте).
М.А. Мартышкова:
Это могли бы быть материалы в дополнение к учебнику для школьников,
методические разработки, наиболее удачные находки из преподавательского
опыта. Было бы здорово «на местах» ими пользоваться и не пришлось бы
куда-то ехать или искать их на разрозненных сайтах.