Люди искусства всегда охотно описывали всевозможные природные
явления. Кто-то восторгался ласковым летним дождём, а кто-то пел хвалу
морозному снегопаду. У одних вызвали почтение молния и раскаты грома,
другие умилялись переменчивой красоте золотой осени. В Петербурге,
главным климатическо-поэтическим объектом всегда были наводнения.
Мастера пера и кисти, почти все, без исключения, так или иначе, в своих
произведениях касались этого явления природы.
История Петербурга с наводнениями связана непрерывно. При выборе места
для города император Петр Первый не учёл климатических особенностей
территории: несколько раз в году уровень Невы резко поднимается, а на
город, со стороны Европы, движется так называемая Балтийская длинная
нагонная волна. Она образуется при прохождении циклонов над Атлантикой,
на огромной скорости вступает в дельту Невской губы и обрушивается на
Санкт-Петербург
Несколько раз город оказывался на грани исчезновения. В 1824 году вода
снесла в Петербурге более 300 домов, повредила 3000 строений, почти весь
центр оказался затоплен. Ровно через сто лет, в 1924-м, вода и вовсе
покрыла половину города — встал транспорт, волной снесло некоторые
прибрежные мостовые, были затоплены склады, подвалы и первые этажи домов
на Васильевском острове.
После каждого сильного наводнения в Петербурге появлялись проекты
строительства защитных сооружений. Но их возведение все время
откладывалось: то денег не хватало, то проекты были неосуществимыми.
Только в 1979 году была утверждена разработка Ленинградского отделения
института «Гидропроект».
Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений — это сложнейшее
инженерно-техническое сооружение. В состав комплекса входит 11
каменно-земляных дамб, 2 судопропускника, 6 специальных сооружений для
пропуска воды, шестиполосная автомобильная дорога и подводный тоннель.
Его длина 1 километр 300 метров
Защитные сооружения расположены в 25 километрах от города по трассе
поселок Горская — остров Котлин — город Ломоносов. Длина комплекса 25
километров 380 метров. Дамба отделяет от Финского залива территорию
примерно в 600 квадратных километров.
Судопропускное сооружение С-1 предназначено для прохода в морской порт
Санкт-Петербурга всех типов судов. Оно имеет глубину 16 метров на пороге
и ширину проточной части 200 метров. Конструкция выполнена в виде
плавающего затвора - коробчатого понтона — ботапорта, соединенного рамой
с шаровыми опорами, каждая из которых состоит из тягача, штанги и
трассы для тягача. На время наводнения судопропускной канал
перекрывается двумя плавучими дугообразными затворами. При помощи
электроприводов и тягачей они синхронно горизонтально выдвигаются
навстречу друг другу. После их стыковки через кингстоны происходит
заполнение внутреннего пространства затворов водой и посадка их на
бетонный порог, имеющий толщину 10 метров и составляющий днище
проточного канала. Доступ воды из Финского Залива в Невскую губу теперь
прекращен. Дамба надежно закрыла город от безудержного натиска
балтийской воды.
Владимир Путин, председатель Правительства Российской Федерации: «В результате ее завершения город получит не только защиту от своей
извечной беды, от наводнений, но и улучшение экологической ситуации.
Потому что по дамбе пройдет оставшаяся часть кольцевой дороги. Поэтому,
это событие важно не только для петербуржцев, но и для всех граждан
нашей страны, которые любят Северную столицу, которые любят этот
уникальный музей под открытым небом. Потому что, теперь транзит будет
направлен не через центр города, а в объезд его. Это значит, что
улучшится экологическая ситуация в городе, это значит, что не будут
разрушаться от тряски, при прохождении крупногабаритных грузов,
уникальные памятники архитектуры, которыми мы все гордимся.»
Скоростная автомобильная дорога, которая проложена по гребню дамбы,
имеет 6 полос движения — по три в каждую сторону. Разрешённая скорость
автомобилей — 120-130 км/ч. Пропускная способность — 30 000 машин в
сутки. Как любая скоростная дорога, та, что проложена по дамбе, не имеет
ни пересечений, ни светофоров - для того, чтобы обеспечить наиболее
безопасное движение всех автомобилей.
Дэвид Эдвардс, менеджер проекта:
«Эта дамба отличается тем, что она - одна из самых больших
защитных комплексов от наводнений в мире. Есть другие такие же защитные
сооружения, но нет подобного по масштабу. Аналогичный комплекс
существует в Роттердаме, где есть судопропускное сооружение, похожее на
то, что за моей спиной, но в Роттердаме только подобные ворота, а здесь,
в Санкт-Петербурге есть 25-километровый насыпной барьер для воды. Это
судопропускное сооружение и еще одно с гигантским щитом, который весит
2.5 тыс тонн и ещё 64 шлюза, поэтому это действительно самый большой
комплекс защитных сооружений от наводнений в мире.»
Защитные сооружения строили очень долго — 32 года. Начиналось все как
ударная комсомольско-молодежная стройка. В первые 10 лет работ было
сделано так называемое тело дамбы, установлены некоторые водопропускные
сооружения, открыта технологическая работа. Комплекс был готов почти на
50%. Но в 1990 году строительство было остановлено на целое десятилетие —
нехватка финансирования и сложная политическая обстановка в стране едва
не сгубили титанический труд тысяч людей. К счастью, в начале нового
тысячелетия, после нескольких серьезных наводнений, возведение защитных
сооружений было возобновлено.
Владимир Путин, председатель Правительства Российской Федерации:
«Я хочу поблагодарить всех рабочих, инженеров, ученых,
которые работали над этим проектом. Вы делаете важное, благородное дело!
Строительная отрасль — одна из важнейших в нашей экономике, да и в
экономике практически любой развитой страны мира. Перед вами стоят
огромные задачи — в области сооружения промышленных объектов, в области
сооружения дорог, тоннелей, мостов и прочей инфраструктуры. Поздравляю
вас с праздником и желаю вам новых успехов! Таких как сегодняшняя
победа. Объявляю Комплекс защитных сооружений Петербурга открытым!»
Премьер-министра Владимира Путина петербургские гидростроители называют
«спасителем Комплекса защитных сооружений». В 2006 году он стал
инициатором создания программы по завершению строительства комплекса. В
день торжественного открытия этого уникального гидротехнического
сооружения глава российского Правительства стал первым, кто проехал по
только запущенному в эксплуатацию главном участку КЗС.