Абитуриент 2014

Институт математики
и естественных наук скфу

14:01
Наводнений в Санкт-Петербурге больше не будет!

Люди искусства всегда охотно описывали всевозможные природные явления. Кто-то восторгался ласковым летним дождём, а кто-то пел хвалу морозному снегопаду. У одних вызвали почтение молния и раскаты грома, другие умилялись переменчивой красоте золотой осени. В Петербурге, главным климатическо-поэтическим объектом всегда были наводнения. Мастера пера и кисти, почти все, без исключения, так или иначе, в своих произведениях касались этого явления природы.


История Петербурга с наводнениями связана непрерывно. При выборе места для города император Петр Первый не учёл климатических особенностей территории: несколько раз в году уровень Невы резко поднимается, а на город, со стороны Европы, движется так называемая Балтийская длинная нагонная волна. Она образуется при прохождении циклонов над Атлантикой, на огромной скорости вступает в дельту Невской губы и обрушивается на Санкт-Петербург

Несколько раз город оказывался на грани исчезновения. В 1824 году вода снесла в Петербурге более 300 домов, повредила 3000 строений, почти весь центр оказался затоплен. Ровно через сто лет, в 1924-м, вода и вовсе покрыла половину города — встал транспорт, волной снесло некоторые прибрежные мостовые, были затоплены склады, подвалы и первые этажи домов на Васильевском острове.

После каждого сильного наводнения в Петербурге появлялись проекты строительства защитных сооружений. Но их возведение все время откладывалось: то денег не хватало, то проекты были неосуществимыми. Только в 1979 году была утверждена разработка Ленинградского отделения института «Гидропроект».

Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений — это сложнейшее инженерно-техническое сооружение. В состав комплекса входит 11 каменно-земляных дамб, 2 судопропускника, 6 специальных сооружений для пропуска воды, шестиполосная автомобильная дорога и подводный тоннель. Его длина 1 километр 300 метров

Защитные сооружения расположены в 25 километрах от города по трассе поселок Горская — остров Котлин — город Ломоносов. Длина комплекса 25 километров 380 метров. Дамба отделяет от Финского залива территорию примерно в 600 квадратных километров.

Судопропускное сооружение С-1 предназначено для прохода в морской порт Санкт-Петербурга всех типов судов. Оно имеет глубину 16 метров на пороге и ширину проточной части 200 метров. Конструкция выполнена в виде плавающего затвора - коробчатого понтона — ботапорта, соединенного рамой с шаровыми опорами, каждая из которых состоит из тягача, штанги и трассы для тягача. На время наводнения судопропускной канал перекрывается двумя плавучими дугообразными затворами. При помощи электроприводов и тягачей они синхронно горизонтально выдвигаются навстречу друг другу. После их стыковки через кингстоны происходит заполнение внутреннего пространства затворов водой и посадка их на бетонный порог, имеющий толщину 10 метров и составляющий днище проточного канала. Доступ воды из Финского Залива в Невскую губу теперь прекращен. Дамба надежно закрыла город от безудержного натиска балтийской воды.

Владимир Путин, председатель Правительства Российской Федерации:

«В результате ее завершения город получит не только защиту от своей извечной беды, от наводнений, но и улучшение экологической ситуации. Потому что по дамбе пройдет оставшаяся часть кольцевой дороги. Поэтому, это событие важно не только для петербуржцев, но и для всех граждан нашей страны, которые любят Северную столицу, которые любят этот уникальный музей под открытым небом. Потому что, теперь транзит будет направлен не через центр города, а в объезд его. Это значит, что улучшится экологическая ситуация в городе, это значит, что не будут разрушаться от тряски, при прохождении крупногабаритных грузов, уникальные памятники архитектуры, которыми мы все гордимся.»

Скоростная автомобильная дорога, которая проложена по гребню дамбы, имеет 6 полос движения — по три в каждую сторону. Разрешённая скорость автомобилей — 120-130 км/ч. Пропускная способность — 30 000 машин в сутки. Как любая скоростная дорога, та, что проложена по дамбе, не имеет ни пересечений, ни светофоров - для того, чтобы обеспечить наиболее безопасное движение всех автомобилей.

Дэвид Эдвардс, менеджер проекта:
«Эта дамба отличается тем, что она - одна из самых больших защитных комплексов от наводнений в мире. Есть другие такие же защитные сооружения, но нет подобного по масштабу. Аналогичный комплекс существует в Роттердаме, где есть судопропускное сооружение, похожее на то, что за моей спиной, но в Роттердаме только подобные ворота, а здесь, в Санкт-Петербурге есть 25-километровый насыпной барьер для воды. Это судопропускное сооружение и еще одно с гигантским щитом, который весит 2.5 тыс тонн и ещё 64 шлюза, поэтому это действительно самый большой комплекс защитных сооружений от наводнений в мире.»

Защитные сооружения строили очень долго — 32 года. Начиналось все как ударная комсомольско-молодежная стройка. В первые 10 лет работ было сделано так называемое тело дамбы, установлены некоторые водопропускные сооружения, открыта технологическая работа. Комплекс был готов почти на 50%. Но в 1990 году строительство было остановлено на целое десятилетие — нехватка финансирования и сложная политическая обстановка в стране едва не сгубили титанический труд тысяч людей. К счастью, в начале нового тысячелетия, после нескольких серьезных наводнений, возведение защитных сооружений было возобновлено.

Владимир Путин, председатель Правительства Российской Федерации:
«Я хочу поблагодарить всех рабочих, инженеров, ученых, которые работали над этим проектом. Вы делаете важное, благородное дело! Строительная отрасль — одна из важнейших в нашей экономике, да и в экономике практически любой развитой страны мира. Перед вами стоят огромные задачи — в области сооружения промышленных объектов, в области сооружения дорог, тоннелей, мостов и прочей инфраструктуры. Поздравляю вас с праздником и желаю вам новых успехов! Таких как сегодняшняя победа. Объявляю Комплекс защитных сооружений Петербурга открытым!»

Премьер-министра Владимира Путина петербургские гидростроители называют «спасителем Комплекса защитных сооружений». В 2006 году он стал инициатором создания программы по завершению строительства комплекса. В день торжественного открытия этого уникального гидротехнического сооружения глава российского Правительства стал первым, кто проехал по только запущенному в эксплуатацию главном участку КЗС.
Добавил: admin2 | Дата: 19.06.2025 Просмотров: 515 | | 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]