Полетаев Д.В.
Музей миграции в Москве. Новая форма адаптации российского общества к трудовой миграции в Россию
Развитие Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных российских городов, начиная с момента их зарождения, связано с миграцией. Урбанизация имела и имеет самые серьёзные последствия как для российских городов, так и для сельской местности, деревень России, откуда шёл миграционный поток в города. Формирование Российской империии, СССР и Российской Федерации как государств, всегда сопровождалось мощными миграционными перемещениями. Удивительно в этой связи то, что российские музеи до сих пор слабо артикулируют различные миграционные феномены или вообще игнорируют их. Своеобразные исключения составляют лишь музеи, посвященные массовым недобровольным перемещениям населения в сталинский период СССР, но их экспозиции концентрируются скорее на жертвах таких перемещений, имеют мемориальный контекст, а феномен перемещения огромных масс населения и изменения как демографической структуры страны, так и социокультурного ландшафта всех её регионов остаются обычно за рамками внимания музейщиков.
Тем
не менее, в последнее время в России проходит всё больше самых разных
культурных событий, связанных с миграцией. Так, в октябре 2011 г. в
Санкт-Петербурге прошла международная выставка видеоарта о миграционной
культуре "Навстречу другому"(http://peterburg2.ru/events/70144.html),
в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.,
летом и осенью проходила выставка «Принудительный труд. Немцы,
подневольные работники и война» (http://ausstellung-zwangsarbeit.de/ru/34
Приводимые нами в пример выставки появились во многом благодаря всплеску миграционных исследований и массовому интересу СМИ к этим темам, начиная с 1990-х гг. Тем не менее, все рассмотренные выставки, более точно отражающие миграционный феномен, чем имеющиеся музейные экспозиции, были временными. Это, с одной стороны, позволяло экспериментировать и представлять миграцию в разных ракурсах, но в итоге не изменило подходов к освещению миграционной темы в постоянных экспозицях существующих музеев.
В России до сих пор нет Музея миграции, а сама тема миграции, которая в западных музеях становится почти обязательной, например, при устройстве экспозиций краеведческих музеев, в российских музеях, так или иначе касающихся этой темы (например, в Музее истории ГУЛАГа, «Доме на Набережной» - посвящённых принудительным миграцям в сталинское время), отражена очень поверхностно.
Именно в последние 20 лет, когда преград на пути миграции в Россию и из России становится всё меньше,хотя процесс этот очень сложен и неоднозначен, на наших глазах творится история современной миграции; и сохранить ее в памяти нашего и следующих поколений очень важно.
В 2012 году наметился разворот музейной политики по отношению к мигрантам: в Москве, по инициативе Департамента культуры Москвы и её руководителя Сергея Капкова [1] предполагается осуществить программу "Музеи для мигрантов". По мнению Сергея Капкова это поможет в адаптации иностранных рабочих в столице. Поэтому создание Музея миграции, видится шагом в этом же направлении – действовать через сферу культуры на оздоровление общественной обстановки и создание условий для добрососедства.
Зарубежный опыт
Нельзя сказать, что во всех странах, кроме России, музеи миграции есть везде. Но их число в мире постоянно увеличивается. Причём появляются они именно в тех странах, куда едут иммигранты. Для справки приведём таблицу в которой перечислены основные миграционные музеи в мире.
|
Источники:
Maria Beatriz Rocha-Trindade, Miguel Monteiro (2007), "Museums Devoted
to Migration: the Portuguese Emigration Museum", Museum International 59 (1-2), 145–150, Aytac Eryilmaz, "The Political and Social Significance of a Museum of Migration in Germany", Museum International,
Volume 59, Numbers 1-2, May 2007 , pp. 127-136, Viv Szekeres,
"Representing diversity and challenging racism: the Migration Museum",
in Richard Sandell (editor), Museums, Society, Inequality (Routledge, London, 2002) pp. 142-152, Migration Museum Английская версия Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Migration_m
Если классифицировать мировые тенденции в организации экспозиций, посвященных миграции[2], то можно выделить четыре различных формы её репрезентации в исторических музеях, не посвященных миграции специально:
- «первые миграции» - события, ставшие началом местной или региональной истории;
- миграции знаменитых людей;
- миграции социальных групп;
- вынужденные миграции.
«Первые миграции», как правило, слабо артикулируются, в музеях мало экспонатов их иллюстрирующих (зачастую из-за давности событий) и они становятся только эпизодом в хронологии региональной истории. Например, это описание продвижения войск Римской империи и основание ими городов-крепостей, или расширение Российской империи и основание городов-форпостов.
Миграция известных людей обычно освещена лучше, чем «первые миграци», чему способствует как более живой интерес к таким людям, так и то, что многие известные люди, часто путешествовали и жили в разных местах. Поэтому, помимо тематических музеев о известных людых, бывает, что часть экспозиции или целые выставки посвящаются «знаменитым мигрантам», и такие «вставки» в постоянную экспозицию исторического, или краеведческого музея, как правило, напрямую никак с ней не связаны. В качестве самостоятельных экспозиций выступают дома рождения и смерти знаменитостей, или места их временного проживания. Так, например, в России несколько музеев Достоевского и его биографию можно изучить по этим музеям, открытым в память о нём в разных местах его проживания. Другим ярким примером времён СССР, являются музеи Ленина: во всех местах, где когда-то бывал Ленин, были созданы музеи и/или установлены мемориальные доски, и плюс к этому, в каждом населённом пункте была, как правило, центральная улица/проспект/площадь Ленина.
По сравнению с миграциями знаменитых людей, тема миграции социальных групп явно хуже отражена в российских музеях и это же характерно и для зарубежных музеев. Только значимая социально-историческая перспектива, определяющая мобильность социальных групп, например, маргинальных, может стать темой для постоянной экспозиции. За рубежом такого рода выставки рассказывают, например, о бродяжничестве. Иногда коллекция экспонатов, иллюстрирующих миграционный феномен бывает многозначна и в этой ситуации может быть сложно решить, какие именно миграционные аспекты необходимо освещать.
Несмотря на то, что в постоянные экспозиции ряда музеев включается тема террора авторитарных правителей, и вынужденных миграций, её жертвы часто выступают в обобщённом виде, без подразделения на группы, и часть групп не выделяются совершенно.
Экономическая миграция и иммиграция на постоянное место жительство «обычных людей» крайне редко выступают в виде сюжета для выставок в исторических музеях, за исключением специализированных музеев о миграции, хотя именно такие миграции сделали возможной урбанизацию. Иллюстрируя социальные изменения на материале меняющихся стратегий поведения в социуме, невозможно игнорировать культурные различия, привносимые в города трудовыми мигрантами. Серьёзно отличающиеся по языковой и конфессиональной принадлежности иммигранты на ПМЖ не могут не отличаться по стратегиям адаптации от иностранных рабочих, приезжающих, например, в рамках заключённых межгосударсвенных соглашений, а эти группы, как правило, также слабо разделяют, если музей не специализируется на миграции.
Помимо острого социального контекста и, порой, экзотической привлекательности артефактов, миграционная экспозиция должна иметь специфический дополнительный фильтр – политическую корректность. Зарубежные музеи, специализирующиеся на теме иммиграции, обязательно касаются проблем конфессиональных меньшинств, что даёт специфический ракурс для осмысления их экспозиций.
Новые стандарты политкорректности заставляют экспонировать в музее не только артефакты археологических раскопок, рассказывающие о далёком прошлом, но и, например, результаты раскопок на территории бывших лагерей. Хотя зачастую музеи просто игнорируют тему репрессий и их памятные места в региональном преломлении.
Важно учитывать все группы мигрирующего населения и географические регионы их проживания. Так как новое место жительства беженцев зачастую рассредоточено по территории принявшего их региона, а связь с местом исхода рвётся, история старых и новых мест пребывания мигрантов крайне редко выстраиваются в одной экспозиции. И это понятно, потому что переосмысление местной истории в контексте всей страны, ассоциирование её с чем-то большим, всегда трудная задача. Важно понимать, что миграционную экспозицию в историческом музее будет сложно организовать, когда недостаточно ясна общая миграционная картина региона, разрозненные факты не составляют целого, что возможно, особенно если не было проведено специальное научное исследование.
Можно выделить три принципиальных сложности существующих сейчас в мировой практике при организации миграционных экспозиций:
- недооценка непрофессионалами исторического диапазона действия миграции;
- жизнеспособность устаревших профессиональных музейных концепций;
- неподготовленность к освещению специфики миграционных тем.
Сложился стереотип, что мобильность населения резко возросла в последнее столетие, а миграции в прошлом играли роль незначительную. Но, например, связь различных регонов разраставшейся Российской империи говорит об обратном – зачастую стабильность коммерческого успеха, а иногда и необходимого для жизни самообеспечения напрямую зависели от высокой мобильности человека. Особенно это касалось работников с непостоянными доходами и обладающим профессией, требующей использования легко перемещаемых инструментов труда, не привязанных к одному месту. Это работники лесозаготовок, сельскохозяйственные работники, портные и проч. Именно поэтому важно создавать новый музей, взяв в качестве приоритета научное познание, применяя знания из области социальных и исторических наук, истории искусства и т д..
Полупрофессионалы или дилетанты не могут быть в курсе современных дискуссий, и, возможно, именно поэтому в России так много музеев выстроенных по давно устаревшим музейным концепциям, собравших коллекцию вокруг знакового события, выдающейся персоны, типичного местного уклада жизни: в экспозиции это бесконечные ручные орудия труда, охоты и рыболовства и т.д. и т.п. Другая старая и очень живучая концепция – рассказ о регионе с точки зрения местного жителя: экспозиция на основе генеалогической истории древних и известных семей коренных жителей региона. Современные музеи стараются избегать такого одностороннего подхода, игнорирующего роль простого населения или мигрантов, а также привносимых ими свидетельств о своём времени. Кроме того, даже история знатных семей также бывает фрагментарной, если, например, игнорируется жизнь прислуги в такой семье. В общем этот подход отражает скорее историю настоящего в прошлом, с акцентом на поиске истоков современности и встречается как у музейщиков-дилетантов, так и при попытке наложить идеологическое понимание истории или классификацию эпохи на историю региона, без учета его специфики и особенностей развития – т.н. искусственное моделирование прошлого. Поэтому неудивительно, что в российских краеведческих музеях различного уровня совсем не отражаются научные исследования миграционных процессов, а миграция, как самостоятельная тема, почти не представлена.
Музей миграции как отражение прошлого, настоящего и будущего России
Российская действительность – это труд многих сотен тысяч мигрантов в её экономике, постоянный приток мигрантов на ПМЖ. Россия пока не до конца осознаёт себя страной иммиграции, однако таковой она по факту уже является. Миграция, как самый заметный фактор воздействия на страну процессов глобализации, стала в России острой темой дикуссий.
Слабость внимания к миграционным сюжетам иллюстрируют группы мигрантов, которые, например, российские исторические музеи артикулируют незначительно: итальянские архитекторы и греческие иконописцы, без которых было бы немыслимо строительство дворцовых ансамблей и создание русской иконописной школы, роспись храмов; преподаватели французского и учителя танцев, услуги которых были востребованы в каждой российской дворянской семье 18 столетия.
Трудовая миграция как правило, слабо представлена в российских исторических музеях, и о осмыслении её реальной исторической роли речи пока не идёт. При этом специфика таких миграционных феноменов, как наблюдавшееся до революции отходничество крестьян, и такие миграционные потоки в СССР как выезд на освоение целины, «шабашничество», трудовая миграция на «севера» или набор на работу в Москву «по лимиту» всё ещё ждут своего научного изучения и осмысления.
Описание феномена трудовой миграции, как видится, должно быть связано не только с местами исхода трудовых мигрантов, но и с местами их временного пребывания. Так, например, социальное признание такого миграционного движения как вахтовая, сезонная работа нефтедобытчиков из Украинской ССР в Западной Сибири, до сих пор слабо отражено в экспозициях российских музеев в этом регионе. Такие феномены трудовой миграции СССР, до сих пор имеющие влияние на формирование миграционных потоков в РФ, должны быть широко освещены в музейных экспозициях, так как их общенациональное значение несомненно. Также до сих пор не вызвали внимания ни внутренние перемещённые лица (как называли беженцев из горячих точек бывшего СССР), ни «челноки», а не только современная массовая трудовая иммиграция в Россию из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Создание Музея миграции в Москве имено сейчас очень важно. Первым этапом его создания выступит виртуальный музей, с тем, чтобы со временем стать сайтом музея, который в обозримом будущем развиртуализируется и обретёт свой московский адрес. На наш взгляд актуальность создания такого музея сомнений не вызывает, а как показывает опыт стран где такие музеи есть, он может стать очень популярным, что в условиях провозглашаемых ФМС приоритетов в области интеграции мигрантов и улучшения взаимопонимания между местными жителями и мигрантами как нельзя лучше послужит такой задаче.
Тематически экспозиция такого музея логически разделяется на три части:
- миграции в Российской империи до 1917 г.
- миграции в СССР с 1917 до 1991 г.
- миграции в современной России.
Основной упор, безусловно, стоит сделать на 3-ей части, касающейся миграционых потоков в постсоветской России и основному на сегодняшний день потоку в неё – трудовой миграции, не забывая также и об утечке умов, и о «челноках» и проч.. Используя классификацию Маркуса Вальца, в такой музейной экспозиции следует задействовать все 4 категории: миграция с начала 1991 года (беженцы и внутренние переселенцы), миграция известных персон (например, возвращение Солженицына и, с другой стороны, выезд на длительную работу за рубеж Плесецкой и др. деятелей культуры и искусства), миграции социальных групп (выезд в страны дальнего зарубежья на работу и на ПМЖ известных российских учёных – «утечка умов), вынужденные миграции (возвращение русских в Россию из зон межнациональных конфликтов, внутренние перемещённые лица из Чечни).
Формированию виртуальной коллекции в виртуальном музее будет сопутствовать собрание ссылок на самые интересные культурные проекты в сфере миграции, равно как и актуальные документальные фильмы, фотографии, документы, исследования и артефакты, касающиеся миграционной темы.
Такой музей изначально должен ориентироваться на всю страну. Этот проект будет включать в себя как реальные, так и виртуальные «модули», которые могут «мигрировать» и выставляться в различных музеях России. Он будет посвящён не только теме иммиграции в Россию, но и оттоку эмигрантов из неё на протяжении советской, постсоветской и имперской истории.
Музей будет предлагать зрителям несколько точек зрения на культуру миграции и миграционные процессы, ставшие привычной частью российской действительности. Cовременное российское общество несет на себе серьезный отпечаток миграционной эстетики. Так, культура любого российского города-миллионника – это синтез традиций, привычек и языков. Именно поэтому актуализируется отражение миграционной культуры не только как социологического, но и как эстетического феномена. Облик России всегда определялся миграционными перемещениями. Пересечение границ из демографической и экономической категорий переходит в культурную, и осмысливая такой переход можно увидеть знакомые вещи в новом свете.
Экспозиция расскажет и о современной ситуации в области трудовой миграции, реалиях и перспективах её развития с точки зрения прав человека, о повседневных миграционных практиках, в том числе уже ставших историей (таких как «челноки» и «челночничество»).
К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем печальную тенденцию - экспонаты и архивы, уже собранные частным образом в этнических диаспорах в России или зарубежными эмигрантскими сообществами либо исчезают вместе со смертью их хранителей (выбрасываются или распродаются родственниками) или их перемещение в Россию затруднено, приводит к потере доступа к экспонатам рядовых граждан. Так, например, до сих пор не улажены таможенные препоны и при передаче в Россию экспонатов для музеев, взимаются таможенные пошлины.
Несомненным остается то, что равноправное участие иммигрантов на культурной и политической сцене - это дело будущего. Но если сейчас не задаться целью создания Музея миграции, то те немногие части собраний принадлежащие первому поколению иммигрантов в Россию могут быть безвозвратно утеряны. Уже отмеченная тенденция к увлечению числа специализированных выставок на миграционные темы во многом является реакцией на недостаток рассмотрения этой проблематики в российских краеведческих и исторических музеях и отсутствие Музея миграции. На наш взгляд, Музей миграции способен стать социокультурным посредником в вопросах интеграции. И такая интеграционная деятельность этого музея может принести плоды уже в недалеком будущем.
МОСКВА, http://ria.ru/moscow/20111103/479688501.html
[2'Маркус
Вальц Conditio humana - миграции как концептуальная проблематика в
исторических музеях Материалы Российско-Германского семинара,
состоявшегося в ТОКМ 20-28 мая 2004 года http://museum.trecom.tomsk.ru/win/Condit
Всего комментариев: 0 | |