54-я Венецианская биеннале 2011
Московский музей современного искусства
представляет проект параллельной программы
Анастасия Хорошилова
СТАРЫЕ НОВОСТИ
Выставка открыта: 2 июня – 27 ноября 2011 года
Пресс-конференция: 1 июня 2011 года в 10:00
Открытие: 1 июня 2011 года в 16:00
Место проведения выставки:
Biblioteca Zenobiana del Temanza – Центр изучения и сохранения культуры Армении
Corte Zappa, Dorsoduro 1602, 30123 Venezia
Тел./факс: +39 (0) 41 522 4225
Часы работы: 10:00-18:00
В рамках 54-й Венецианской биеннале 2011 Московский музей
современного искусства представляет проект параллельной программы –
мультимедийную инсталляцию Анастасии Хорошиловой «СТАРЫЕ НОВОСТИ».
Выставка состоит из девяти лайтбоксов с портретами матерей, которые
потеряли своих детей во время теракта в Беслане и сами тогда побывали в
заложниках. Дополняют экспозицию архивные записи информационных
сообщений, которые транслируются на мониторах.
* * *
Осенью 2004 года маленький город Беслан с населением 36 000 человек, находящийся
в
Республике Северная Осетия-Алания на Северном Кавказе (Россия), стал
печально известен во всём мире. Здесь произошёл один из самых жестоких
захватов заложников
за последние десятилетия. 1 сентября 2004 года, в
первый учебный день на школу № 1 города Беслана напали террористы,
захватили её и занимали несколько дней.
С 1 по 3 сентября 2004 года в школе удерживалось более 1 000
заложников – среди них преимущественно дети, их матери и учителя. Во
время операции по их освобождению погибло более 300 человек. Семьи были
разрушены: родители потеряли своих детей, а дети стали сиротами. Это
событие коренным образом изменило жизнь жителей города и до сих пор
оказывает на них устойчивое влияние.
Однако продолжительность
человеческого сочувствия и сопереживания часто оказывается весьма
недолговечной. Настолько недолговечной, что скорость, с которой
забывается трагедия, иной раз можно расценить как преступление общества
перед жертвами. Иногда эти события становятся поводом для «small talk»,
но на фоне новых, профессионально и ловко скроенных информационных
сообщений в СМИ они стираются из сознания так же быстро, как и
воспринимаются.
В своей работе Анастасия Хорошилова старается
разобраться в непостоянстве, покорности и слабости коллективной памяти
общества – даже когда речь идёт о судьбах тысяч людей. Фотографии
сделаны в 2010 году, когда она разыскивала жителей города, чтобы
изучить степень забытости этой драмы и её общественную, коллективную
недолговечность. Автор обращается к индивидууму, чтобы направить
коллективное сознание на внутренние шрамы людей, возникающие в ходе
драматических событий. А наблюдатель находится в центре этого события –
между непосредственным, пережитым участием героинь портретов, с одной
стороны, и непостижимой тайной ударов судьбы – с другой.
«Для меня
эта работа является возможностью исследовать механизмы памяти – как
коллективной, так и индивидуальной. Как возникает феномен "исключения”
индивидуума, в случае, например, с трагедией в Беслане? Насколько быстро
человек забывает свои ощущения и реакции на события? Как быстро
общество вытесняет или забывает то, что трансформирует его свойства и
изменяет его структуру? Насколько легко и, в том числе, неосознанно оно
подстраивается под быстрый ритм работы информационных агентств и средств
массовой информации?», – спрашивает художник.
* * *
Всего комментариев: 0 | |