Культуры смертны, их средний возраст насчитывает тысячу лет.
Как человек они рождаются, взрослеют, мужают, стареют и умирают.
Приближаясь к границе жизни, культура переходит в стадию прозябания,
которую Шпенглер назвал феллашеством1,
когда носитель культуры жив, а культура умерла. Происходит «медленное
воцарение первобытных состояний в высоко цивилизованных жизненных
условиях». «Феллах» с отшибленной памятью лишь культивирует фантомные
формы культуры. Конечно, закат Европы может наступить от
Апокалипсиса, но наиболее вероятен сценарий постепенного отмирания души
с переходом в состояние неадекватности. Это произошло не только в
Древнем Египте, но и в Римской империи в период от Траяна до Аврелиана.
Закат Европы следует ожидать после 2200 года.
Но если закат культуры наступит не от Апокалипсиса, то он
будет постепенен и в нашей современности (после 2000 года) уже можно
обнаружить отдельные признаки угасания, пока еще не различимые для
масс.
Шпенглеровская полифония предупредительных сигналов
переросла в миллионы жизней, заплаченных за построение земного рая.
Шпенглер попытался приблизиться к порогу духовного мира, к вратам
истины, не доступным рационалистическому складу ума, он предпринял
попытку предопределить историю и проследить судьбу западноевропейской
культуры.
Но может быть, Шпенглер ошибался в европейском Закате?
***
В 2007 году Карен Свасьян прочитал в Москве лекцию «О будущем Европы в свете её настоящего»
с подзаголовком «Закат Европы» Освальда Шпенглера и его
предварительные итоги». У многих слушателей вызвало недоумение
критическое восприятие философом европейской действительности. Карен
Свасьян не только перевел «Закат Европы» на русский язык, но уже
длительное время живет в центре Европы (Базеле), что позволило ему
глубоко погрузиться в европейскую среду. И под другим углом взглянуть
изнутри на Европу, когда первое восприятие на уровне восхищения
сменяется философским осмыслением повседневности. Современная Европа
разрывается глобалистами (евроинтеграторами) и бесконечной
толерантностью, ведущей к абсолютному тоталитаризму. Но что может
предложить философ в качестве лекарства?
Карен Свасьян видит выход в здравом смысле или инстинкте
самосохранения. Здравый смысл теряется, когда инстинкты тупеют. Но как
происходит отупение? (Продолжение...)
Информация для размышления. «Заката Европы». Цитаты Освальда Шпенглера
«У каждой культуры есть своя собственная цивилизация».
«В разных культурах даже сам смысл государства разный и нет
определившихся «лучших» государственных форм, которые следовало бы
заимствовать из одной великой культуры в другую».
«Люди культуры живут бессознательно, люди фактов – сознательно».
«Мировая история - это история государств. История государств - это история войн».
«Мир - это продолжение войны другими средствами».
«Партия — это когда безработные организуются бездельниками».
«Партия по самой сути своей есть коррупция. Дело еще ладится,
покуда различные партии не спускают глаз друг с друга. Одна же партия,
лишенная контроля, – это коррупция, распущенность и ничего более. Она
подавляет каждый намек на критику и правду в прессе, книгах,
общественности, вплоть до разговоров в кругу семьи, и делает это по
необходимости, так как само существование этой банды кровопийц покоится
на молчании жертв».
«Деньги — это, в конечном счете, форма духовной энергии, в
которой находят свое концентрированно выражение воля к господству…»
«Демократия — это полное уравнивание денег и политической власти».
«Мистическая внутренняя жизнь русских воспринимает мышление
деньгами как грех» (Второй том «Заката Европы», с. 582).
Об Октябрьской революции 1917 года: «Апокалиптическая ненависть направилась против Петербурга не только как города-местопребывания политической власти западного стиля, но и как центр мышления в западных деньгах, отравившего жизнь и направившего её по ложному пути».
Всего комментариев: 0 | |