Откуда
пришла традиция ставить в дом на Новый год украшенную ёлку? Говорят,
всё началось с древних кельтов, а точнее, с их жрецов – друидов, которые
поклонялись ёлке как пристанищу духов плодородия. Чтобы задобрить этих
духов, каждый год в конце декабря развешивали для них на ёлках самые
разные дары.
Что касается жителей других европейских стран, первое упоминание о «рождественском дереве» сохранилось в немецкой летописи начала XVII века. А полвека спустя нарядная лесная красавица превратилась в необходимый атрибут новогодних праздников во всей Германии. Вслед за Германией эту традицию подхватили и другие страны Западной Европы. К примеру, в Англии первую ёлку установили по приказу королевы Виктории в Виндзорском замке в 1867 году. Украшали «рождественское дерево» по особым каноническим правилам: верхушку должна была венчать «Вифлеемская звезда», яблоки олицетворяли запретный плод, горящие свечи – суть жертвенности Христа, всевозможные фигурные пряники и печенье должны были напоминать о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.
Таким образом, сначала ёлочные украшения были в основном съедобными, но начиная с XVII века стали изготавливаться и более долговечные украшения – золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги делали ёлочных фей, изящные звездочки, бабочек и забавные фигурки зверей. Из скрученных оловянных проволочек делали мишуру. Существует легенда, что добрая фея превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила детям, так появилась мишура.
Украшение
ёлки во все времена было связано с разными преданиями, мифами и
легендами. Новогодними шарами ёлку начали украшать после неурожайного
года, когда верующие обратились к стеклодувам с просьбой сделать
стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой
ёлочных украшений. Достоверно известно, что первые ёлочные шарики были
сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (Германия). Они
изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри
слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.
Постепенно продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, и в 1867 году здесь был открыт газовый завод, ремесленники которого, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, выдували уже большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра. Следом за шарами стеклодувы начали делать стеклянные фигурки – птичек, виноградные гроздья в керамических формах, кувшинчики, дудочки. Изделия раскрашивали золотой и серебряной пылью.
На протяжении нескольких десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений. В 20-х годах XX столетия их потеснили Чехия, Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия.
История русской ёлки
304 года назад, 1 сентября 7208 года от сотворения мира (до введения Юлианского календаря), патриархальная Москва, как обычно, готовилась встретить Новый год. Но празднику не суждено было состояться, потому что указом Петра Первого 1 сентября стал будничным днём, а после 31 декабря 7208 года должен был наступить Новый 1700 год христианской эры, как было принято в Европейских странах.
Справка
Избрание января началом года связано с происхождением названия месяца от имени древнего божества Януса, одно лицо которого было обращено вперед – в будущее, а другое – в прошлое.
Традиция справлять Новый год с ёлкой прижилась не сразу, и на то были свои культурные и исторические причины. Например, в Сибири это произошло позже, чем где-либо, так как здесь жило много инородцев со своими вековыми устоями, а также староверов-раскольников, которые называли Петра «чертом лысым и святотатцем», а все его новации – бесовым наваждением, да и ель издревле отождествлялась у славян с печалью и скорбью: они считали ель «деревом мёртвых», поэтому с праздником она никак не ассоциировалась. Петру Первому пришлось издать указ о «правильном» праздновании Нового года, в котором говорилось, что необходимо украшать сосновые, еловые и можжевеловые деревья и ветки на всех улицах у ворот.
Однако в моду украшение ёлки на Рождество окончательно войдёт спустя много лет. События эти связаны с женитьбой императора Николая Первого на прусской принцессе Шарлотте, императрице Александре Фёдоровне. В канун Рождества 1817 года столы в Зимнем дворце Петербурга украсили маленькими венками из еловых веток в память о родной для принцессы Пруссии, где ёлочки с горящими свечками были традиционными. Торжество в царской семье дополнялось обычаем делать друг другу подарки, которые клали под эту же ёлочку на столе. Подарков было много и однажды в зал дворца привезли настоящую лесную красавицу. Царскую ёлку увидели тысячи глаз желающих разделить с царём святой праздник. Нововведения были подхвачены, и к концу XIX века Новый год с фейерверками и праздничными ёлками отмечали уже во многих российских городах центральной полосы. Спрос на новогодние игрушки привёл к появлению первых «ёлочных» артелей. А в 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней «без цвета и запаха», которые называли бенгальскими.
Бенгальские огни – смесь веществ, которая при сжигании даёт яркий искристый белый или цветной огонь. Изобрели её древние пиротехники Бенгалии – части Индии, расположенной вдоль Бенгальского залива. Отсюда пошло название «бенгальский огонь». Бенгальские огни, или бенгальские свечи, из Индии распространились по всему миру.
Ёлочных игрушек, изготовленных в России фабричным образом, было очень мало – завозились они в основном из Германии. Отечественное же производство было незначительным – в Петербурге и Клину. Первое специализированное стеклянное ёлочное производство открыли именно под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX столетия. Сейчас в Высоковске недалеко от города находится одно из крупнейших предприятий по изготовлению ёлочных украшений – ОАО «Ёлочка». Рядом расположен и музей ёлочной игрушки.
Сейчас
довольно трудно определить, где именно игрушки того времени были
сделаны – в России или Германии, так как германские материалы
использовались и на питерской фабрике. Наиболее популярными были
игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические
изображения (от греческого chroma – «цвет» и слова «литография» – способ
печати несколькими красками). Эта технология начала развиваться в
Германии с середины XIX века.
Игрушки из картона, плоские и объёмные, также появились на рубеже веков и тоже имеют немецкое происхождение – их называют «дрезденские». Они представляют собой два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушка, таким образом, получается двусторонней. Она, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой. Изготавливались также и объёмные игрушки из картона, с глубоким тиснением. Они использовались как коробочки для подарков.
Традиция наряжать новогоднюю ёлку в России просуществовала недолго – Октябрьская революция ввела запрет на религиозные обряды, в том числе была запрещена и рождественская ёлка как буржуазный пережиток. Прекратился завоз игрушек из Германии. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введён новый стиль исчисления календаря с разницей между старым в 13 дней. Теперь между Рождеством и Новым годом пролегли будни. Новый год стал обычным рабочим днём недели. Но люди всё равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется большое количество «домодельных» игрушек, то есть сделанных своими руками дома. Такими игрушками могли быть, например, бумажные зонтики.
В
1935 году правительством было принято решение о возобновлении
празднования Нового года в СССР. Уже 28 декабря 1935 года заработал
конвейер по производству национальной новогодней утвари. Через три дня
Сталин процитирует эпохальный лозунг, который опубликует «Литературная
газета»: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» Спустя 2 года после
этого события, в начале января 1937 года, была поставлена первая
советская ёлка в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров в
высоту. Репортаж из зала был показан в киножурнале «Советский Союз»,
после чего уже на следующий год сотни праздничных ёлок по всей стране
подхватили кремлёвский почин. Характерно для того времени, что в том же
1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Ёлка в детском
саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на
нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на
макушке, как должны вести себя дети и педагоги во время праздника.
Новое поколение ёлочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции большой акцент делался на библейские сюжеты, причём такие игрушки предназначались в основном для Рождества. Новый год отходил на второй план. В советское время (с 1935 г.) на смену восковым ангелочкам, «Вифлеемским звёздам» пришли красные пятиконечные кремлёвские звёзды и стеклянные пионеры.
Высочайшее распоряжение по возврату новогодних традиций привело к расцвету производства ёлочных украшений в период с середины 30-х до середины 60-х годов. Игрушки делали из ваты, папье-маше, картона (по старой «дрезденской» технологии), из проволоки, жести, дерева, фарфора, стекла. Ватные игрушки изготавливались из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жёсткость. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения. Ватные игрушки делали до середины 50-х. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее, артели – «Художественная игрушка» и «Всё для ребёнка».
В конце 30-х и в 40-е годы на заводе «Москабель» из отходов производства крутили проволочные цветочки, звёздочки, корзиночки, домики. В период войны в условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных. Это наиболее ценимый коллекционерами тип игрушки – они очень редкие. Прижились, хотя и не сразу, электрические гирлянды, производство которых также началось в 40-е годы. К слову, первые гирлянды появились в США в начале XX века и стоили так дорого, что их чаще брали напрокат. Такое украшение поначалу было небезопасным – ламповое стекло накалялось и хвоя вспыхивала. Со временем их стали делать из прочного стекла с использованием стойких красителей.
Несмотря на все произошедшие в СССР изменения, только спустя много лет 1 января был, наконец, объявлен нерабочим днём, как в дореволюционные времена. Случилось это в 1947 году. Популярность ёлочных украшений привела к тому, что в 50-е годы игрушки стали производить во многих городах страны.
История в игрушках
Ёлочные
игрушки, история, политика, искусство неразрывно связаны между собой.
По ёлочным украшениям можно «прочесть» историю страны, ведь мастера как
истинные художники всегда активно отзывались на события в стране. В
период войны люди праздновали Новый год и не переставали верить в
победу. Многие игрушки того времени делали из подручных материалов: к
примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.
«Военные» ёлки украшались солдатиками, танками, пистолетиками, даже Дед
Мороз на новогодних открытках бил врага… Ёлки укрывал снег из
медицинской ваты, украшения мастерили из бинтов, из бумаги. Характерная
игрушка тех лет – перегоревшая электрическая лампочка. Их обрезали
сверху, разукрашивали, расписывали, припаивали сверху петельку, и
обычная старая лампочка становилась новогодним шариком.
Во времена правления Сталина все прислушивались к мнению вождя. Сталин любил хоккей – начали выпускать ёлочных хоккеистов. Ни одна ёлка не обходилась без цирковых персонажей, в том числе и ёлочных ватных негритят, потому что вождь очень любил фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
Время игрушек на прищепках – 50-60-е года. Основные сюжеты советских украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звёздочки. В честь полётов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты. В первые годы производства в стране легковых автомобилей «Победа», естественно, появились игрушки-машины. К юбилею А.С.Пушкина в 1949 году были выпущены наборы игрушек с изображением героев из произведений великого поэта. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик.
Следом
в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: морковь, помидор,
снопы пшеницы, баклажаны, перец, лимоны, огурцы («свежие» и
«малосольные»), клубника, малина, яблоки, груши, сливы. Начало правления
Хрущева – и ёлка напоминает выставку достижений сельского хозяйства.
Початки кукурузы пользовались особой популярностью. «Царица полей» –
единственная игрушка, которая бессменно выпускалась на фабрике «Ёлочка» и
в советские годы, и сейчас. В конце 50-х годов, когда на экраны
кинотеатров вышел фильм Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились
ёлочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать.
После 1966 года производство ёлочных игрушек стало на поток. Тогда была выпущена последняя советская игрушка, «выполненная и раскрашенная исключительно вручную». Во всяком случае, так утверждает международная организация коллекционеров ёлочных игрушек «Золотое свечение». Игрушки становятся менее привлекательными и разнообразными: штамповка, переход из качества в количество. Игрушки, выпущенные после этого года, уже не считаются раритетом.
В 70-е годы вместо непременной звезды появляются множество верхушек-пик – совсем по-западному. У нас же пика впервые появилась в виде ракеты, отрывающейся от земли (60-е гг.)
Украшения рождественских ёлок менялись и в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя ёлка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и её вытеснила строгая, стильная ёлка в серебристо-белых тонах. В наше время в Европу вернулась мода на всё рукотворное. В России подхватили эту тенденцию и стали делать игрушки, расписанные вручную. В моду вошли неординарные и нестандартные игрушки и украшения, всё чаще на ёлках можно встретить и необычные материалы, такие как дерево, глина и ткань, а также предметы технического прогресса – компьютерные диски. Дизайнеры могут «обуть» ёлку в валенки или сапоги, развесить на ветках гирлянды из пуговиц, жемчуга или денежных купюр.
О старых ёлочных традициях во многих странах тоже стараются не забывать. Американцы до сих пор считают обязательным украшением красно-белые сахарные конфеты, сделанные в форме трости. Считается, что кондитер, который придумал такую конфету, не случайно придал ей такую форму, которая напоминает латинскую букву J – ведь с неё начинается имя Иисус (Jesus). Старым традициям верны и японцы – игрушки, сделанные из бумаги в технике оригами, украшают ёлку и по сей день.
Модная ёлка
Московский завод по производству ёлочных украшений выпускает в день около тысячи фигурок. С каждым годом ассортимент предприятия обновляется почти на 80%. Мода на однотонные шары прошла, теперь актуальна роспись. Стала популярна государственная символика, одним из хитов стал набор «Кремли России», где изображены наиболее известные постройки, расположенные на территории кремлей Москвы, Новгорода, Нижнего Новгорода и других старинных городов.
Сегодня ёлочная игрушка – это не только праздничное украшение, но и музейный экспонат, дорогой и близкий каждому с детства. В наше время ёлочная игрушка стала предметом гордости коллекционера, появилась традиция преподносить необычные и дорогие ёлочные игрушки в качестве подарка на Новый год.
С конца 80-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в больших количествах и пользуются неизменной популярностью.
В производстве ёлочных украшений также наблюдается отчасти «возврат к истокам» – популярны оригинальные, самодельные игрушки. Ёлка, украшенная в стиле «винтаж», уже несколько лет считается «писком моды».
Предчувствие волшебного праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающие при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного бока ёлочного шарика.
Зощенко М.М. «Ёлка»
«… Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
– Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:
– Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем. И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит:
– Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:
– Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко. И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Леля говорит:
– Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех. Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет».
Подготовила Наталья Соколова
Всего комментариев: 0 | |