«...где запад лежит, где является Эос,
Где светоносный под землю спускается Гелий,где он
На небо восходит».
Гомер, «Одиссея»
Что такое география?
«Если бы люди смогли договориться об определениях, человечество избавилось бы от половины заблуждений», - говорил Рене Декарт. К географии слова французского математика и философа относятся напрямую. С наступлением эры всеобщей компьютеризации различия в методах исследований постепенно стираются, но разночтения в понятиях и терминах пока остаются.
В России
Как учит отечественная школа, география – наука о расположении географических объектов, о природе и обществе. Объект изучения физической географии (или землеведения, как говорили раньше) – географическая оболочка, т.е. область активного взаимодействия земных оболочек, не имеющая чётких границ, опускающаяся на первые километры вглубь литосферы и поднимающаяся до озонового слоя атмосферы (Алексеев, Болысов и др., 2009).
Экономическая география – термин, введённый в 1751 году М.В. Ломоносовым – изучает территориальные социально-экономические системы, делая акцент на прогнозе и управлении ими (Саушкин). Прикладные задачи экономической географии вышли на первый план с развитием картографии и геоинформатики. Как писал один из основоположников экономической географии Н.Н. Баранский, «экономическая карта заставляет экономикогеографа основной упор перенести с констатации размещения на его объяснение».
В отечественной географии применяются как общенаучные (логический, исторический, математический и пр.) методы, так и специальные методы географической науки: сравнительно-описательный (древнейший и наиболее всеобъемлющий, использовавшийся и основоположниками современной географии А. Гумбольдтом и К. Риттером в первой половине XIX века), экспедиционный, картографический; комплекс палеогеографических методов – геохимический, геофизический, генетический; метод имитационного моделирования (анализ Монте-Карло).
В других странах
Страбон
В мире существует чёткое разделение на географию теоретическую и практическую (прикладную). Первую относят к наукам о Земле (Earth Sciences в англоязычном мире). Чаще всего выделяют собственно географию (Geography) и морские исследования (Maritime Studies). Действительно, 30% человечества проживает в 30-километровой прибрежной зоне, а если говорить о 200-километровой приморской полосе, то больше половины (53%), поэтому обособление морской географии закономерно.
Практическую составляющую географии одним из первых выделил древнегреческий учёный Страбон: "Польза от географии многообразна: она применима не только для деятельности государственных людей или властителей, но и для науки о небесных явлениях, о явлениях на земле и на море, о животных, растениях, плодах и о всём прочем, что можно встретить в разных странах. Полезность географии предполагает в географе также философа - человека, который посвятил себя изучению искусства жить, т.е. счастья". В осовремененном виде такой подход является основным при изучении географии в большинстве стран мира.
Структура географии может выглядеть и немного по-другому. Возможно выделение региональной географии, физической географии (геоморфологии, климатологии, океанографии), социально-экономической географии (Human Geography) и «практической» географии – прежде всего, картографии.
Как считают исследователи (Дж. Робинсон, 2003), последние десятилетия региональная география отходит на второй план. Почему так происходит? Причины – начавшаяся в 1960-х доминация в науке общей теоретической географии, в том числе и в связи с осознанием единства и глобальности (экстерриториальности) стоящих перед человечеством проблем, унификацией методов исследования. Также сказывается худшая информационная и техническая оснащённость региональных институтов. Кроме того, можно отметить подчинение локальных и региональных исследований целям экономического развития, преобладание на региональном уровне экономгеографии, идущей по пути сотрудничества с бизнесом и соответствующими государственными структурами.
«Свет лампад погас, воздух вылился, али жить у вас разучилися?»
Необходимо
упомянуть о том, что на Западе проблемами географии (прежде всего,
экономической) в планетарном масштабе с недавних пор стали заниматься и
общественные, неправительственные (и не географические!) организации,
часто настроенные критически по отношению к современному мироустройству.
Знаменитый Римский клуб в своем первом Докладе 1972 года положил
пределы роста современной экономики в 100 лет. В частности, были сделаны
следующие выводы: если процессы демографического роста,
индустриализации, загрязнения окружающей среды и в дальнейшем будут идти
теми же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного
потенциала примерно через сто лет. В результате – внезапное и
неконтролируемое сокращение населения и снижение производственных
возможностей, в конечном счёте - социальная катастрофа.
Отечественные скептики мыслят в схожем направлении. Они заявляют, что в России с начала 90-х формируется особый тип человека – homo economicus, отличающийся особой рациональностью и подчиняющий свою жизнь интересам накопления. Иначе говоря, потребитель, лишенный родины, культуры и национальности. В подтверждение столь неутешительной точки зрения можно привести результаты опроса населения России. Скажем, загрязнение окружающей среды, в ряду острых национальных проблем, «скатилось» с 1 места, которое оно занимало в начале 1990-х, до 7-11 мест на начало 2000-х.
Гография: от предмета - к профессии
В России
Начальные
знания о природе учащиеся получают ещё в детском саду и на уроках
природоведения в школе, однако серьёзное изучение географии начинается в
6-м классе. Согласно образовательным стандартам основного общего
образования, в результате изучения географии ученик, среди прочего,
должен:
- знать основные географические понятия и термины, зональность и поясность, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними; специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон; причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно: определять географические координаты, измерять расстояния на местности, глобусе, плане и географической карте, читать карты различного содержания; учитывать фенологические изменения в природе своей местности; пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения; обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей.
К сожалению, в связи с сокращением часов (в частности, с 2010 года количество обязательных уроков в 6-м классе уменьшилось с 2 до 1 в неделю) реальные географические знания выпускников много слабее, а число желающих сдать ЕГЭ по географии год от года уменьшается. «Учитель ногтём на книге провёл черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои учёные стремления»…
Высшее географическое образование
В
России - менее 50 000 студентов-географов; ежегодно выпускается около
10 000 специалистов. Из них 80% – учителя. Всего в России географическое
образование дают порядка 125 вузов, причём лишь в 50 или около того
преподаётся академическая (теоретическая) география. В Москве
географическое образование дают в 5 вузах – МГУ им. М.В. Ломоносова,
Московском городском педагогическом университете, Московском
государственном областном университете, Московском государственном
открытом педагогическом университете им М.А. Шолохова, Московском
педагогическом государственном университете. В них единовременно
обучается примерно 2,5 тыс. студентов, больше всего - в МГОУ и МГУ.
С сожалением приходится констатировать, что географические специальности – среди наименее популярных в России. Для сравнения: ежегодно дипломы по специальности «бухгалтерский учёт и аудит» получают почти 100 000 студентов (самая массовая специальность в России), правда, более 60% - заочно или экстерном. Почти столь же популярны «финансы и кредит» (около 80 тыс. чел.), «экономика и управление на производстве», «юриспруденция».
В общероссийском классификаторе специальностей, тем не менее, географические науки представлены широко. Например:
Можно ограничиться начальным или средним профессиональным образованием и также работать в географии – к примеру, по одной из следующих специальностей:
Где трудятся географы? Растяжимость понятия «география» накладывает отпечаток и на сферу профессиональной деятельности географов. Это и разведка и добыча полезных ископаемых, и строительство (дорог, мостов), и метеослужбы, и картографические службы и издательства, и политологические институты, и гидрологические службы, и организации экологического контроля, и многое, многое другое.
В мире
В
последние 15-20 лет в большинстве стран мира, в отличие от России,
наблюдается ренессанс географического образования, причём этот ренессанс
идет параллельно со всё более глубоким пониманием роли географического
образования в верхних эшелонах политического и экономического
менеджмента, принимающего решения (Morgan, «Geography Renaissance»,
2002). Основные тенденции реформирования среднего географического образования за рубежом:
1. География и история чаще всего даются одним блоком, где возможно – с общими картами, что повышает значимость обоих предметов и улучшает усвояемость материалов;
2. Упор делается не на узкоспециальные знания, а на общие, полезные всем;
3. Налицо планомерное усиление современной научной базы в содержании образования;
4. Идёт активное внедрение новых технологий, прежде всего, ГИС-методик;
5. Учебный материал формируется с позиций взаимозависимого и единого мира, т.е. с позиций глобализации мирового развития;
6. Содержание географического образования основано на интегрировании физической и социально-экономической (human) географии, причем последней отводится большее внимание;
7. Своя страна рассматривается не отдельно, а в общемировом (для стран ЕС – и общеевропейском) контексте, путём сравнения с другими странами и регионами. Немалое внимание уделяется страноведению, практически отсутствующему в российской школьной программе.
Так происходит в большинстве стран, например, в Великобритании, где благодаря продуманной политике школьного образования география лидирует в списке предметов по выбору. Однако кое-где есть и аналогичные нашим проблемы. Новая программа обучения (curriculum) Австралии, хотя и декларирует, что «география удовлетворяет любопытство учащихся, желание больше узнать о разных местах на планете, разнообразии мира… развивает географическое воображение» и т.д., предусматривает разделение географии и истории после 8-го года обучения. Дальше география становится необязательной, в то время как история остаётся в числе основных предметов. Географическое общество Австралии бьёт тревогу, но пока безрезультатно.
Высшее образование
Последние десятилетия позиции географии в структуре высшего образования зарубежных (по крайней мере, развитых) стран крепнут. Впечатляет рост числа географов, которым в США ежегодно присуждаются степени (см. график) – с менее чем 1000 в 1950-м до почти 6000 в 2005-м (данные Американской ассоциации географов – AAG, 2005).
Во Франции географов меньше, но общие знания географии – по крайней мере, среди студентов – достаточно высоки. Ведь для того, чтобы поступить в любой вуз, обязательно нужно сдать комбинированный экзамен по географии и истории (включая задания по нанесению информации на карту и составление подробной легенды к ней), причём для продолжения обучения социально-экономическим дисциплинам требуется получить на нём высшую оценку.
В Китае выпускники школ сдают особый экзамен (Гакао)
по типу нашего ЕГЭ. На основании результатов экзамена производится
приём в вузы. Блок истории, географии и политики – обязателен для
продолжающих обучение по одной из гуманитарных специальностей.
Также в Китае с 1949 года существует деление всех географических вузов и факультетов на те, что подготавливают специалистов, и те, которые готовят учителей и преподавателей.
А что в России? При поступлении на географический факультет одного вуза (не будем его называть) абитуриент может не сдавать… географию (!), если идёт на одну из двух экономических специальностей. И грустно, и смешно. Конечно, русская географическая школа осталась, она продолжает традиции Ломоносова – Анучина – Берга и по-прежнему пользуется в мире большим уважением, но в современном подходе, практической хватке, материальных вложениях, наконец, мы постепенно сдаём позиции…
Необходимо решительно пересмотреть отношение общества и властей к географии и её преподаванию.
Кирилл Кузнецов РГО
Всего комментариев: 0 | |