Абитуриент 2014

Институт математики
и естественных наук скфу

15:46
Эксперты назвали Россию главным "белым пятном" на туристической карте мира.

05.05.2011, Москва 14:32:23 Эксперты назвали Россию самым главным "белым пятном" на туристической карте мира. Такую оценку уровню информированности туристов как за рубежом, так и в самой России о достопримечательностях РФ представил журналистам председатель Комитета по туризму правительства Москвы Сергей Шпилько.

Рассекретить Россию.

"Казалось бы, в интернете много информации о России и ее ключевых городах, однако при этом существует колоссальный дефицит информированности. За рубежом нашу страну как объект туристического интереса знают очень плохо", - посетовал С.Шпилько. При этом, добавил он, речь не идет даже о нехоженых тропах и сибирской глубинке, а о туристических сервисах Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи - наиболее известных мест массового туризма. "Даже москвичи не знают в большинстве своем, например, об интерактивной экскурсии по Кремлю на ретроавтомобилях. Московским музеям и паркам также нужно формировать контент, информировать туристов о своих возможностях", - заметил С.Шпилько. Хотя при этом, по его словам, все же удалось сформировать устойчивый интерес к паркам-музеям Москвы - Царицыно, Коломенское.

Эксперт подчеркнул, что и такие масштабные зрелищные весенние события, как парад Победы 9 мая, Масленица, по-прежнему не являются крупным поводом для туристской поездки в Москву из-за рубежа именно в это время. "На уровне внутреннего российского туризма - да, такая тенденция постепенно формируется", - обнадежил С.Шпилько. Он надеется, что, например, фестиваль военных духовых оркестров "Спасская башня" вскоре выйдет на формат событийного мероприятия, наподобие бразильского карнавала.

Но если говорить в целом, то, как отметил С.Шпилько, для изменения имиджа Москвы нужны годы, придется наверстывать упущенное время. По его словам, бренд России и ее крупнейших городов как туристических мест будет поддерживаться рекламой, однако это отнюдь не те средства, что тратят, например, Турция, Испания, Франция. Представители российской туротрасли надеются, что выделенные государственные деньги все же можно эффективно потратить.

Так, по словам С.Шпилько, на развитие туризма в 2011г. из бюджета Москвы выделено 287 млн руб., их них 65-70% - расходы, связанные с продвижением, информированием о туристических возможностях Москвы. Предполагается даже создание специализированного портала, страницы в Facebook.

Помимо этого столичное правительство намерено основательно потратиться на обновление системы уличной ориентации иностранных туристов. В июне 2011г. в Москве откроется городской колл-центр для иностранных туристов по проблемам безопасности и экстренной помощи для них. "К началу июня будут установлены 32 новые карты города на специальных стойках в местах массового движения туристских потоков и скопления туристов", - пообещал он, уточнив, что всего в городе планируется установить свыше 100 таких карт.

Помимо этого, возможно, удастся сделать шаги в плане создания парковочных стоянок и остановок для высадки-посадки туристов. "Мэр Москвы дал указание найти решение этого вопроса, хотя, например, опыт Санкт-Петербурга показывает, насколько это сложно", - заметил С.Шпилько. Еще одной надеждой на оживление туристического интереса к Москве он назвал расширение речной навигации с мая 2011г., введение новых типов судов.

Однако, судя по всему, все это - меры этапа greenfield, как говорят девелоперы, начинающие строить "в чистом поле". Эксперты, наблюдающие за ситуацией извне, уверены, что туризм пока не является приоритетом для российских властей. В составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) мартовском рейтинге 2011г. стран по конкурентоспособности их туристического рынка Россия стоит на 91-м месте по уровню затрат на развитие этой отрасли. Как следствие, доля туристической отрасли в российской экономике оставалась в 2010г. на уровне 6%. Между тем эти же эксперты ставят Россию на 5-е место из 133 стран по наличию природных туристических ресурсов мирового значения, по культурным - на 9-е.

Россия - одна из немногих стран имеет столь же колоссальный дисбаланс между въездным и выездным потоками. Так, по данным Минспорттуризма РФ, въезд иностранных туристов в РФ 2009г. составил 2,1 млн человек, в 2010г. - 2,4 млн человек, прирост - 14,3%. Выезд в 2009г. превысил 9,5 млн человек и 13,1 млн человек в 2010г. (прирост 38%).

Однако и внутренний турпоток в РФ огромен (28,2 млн человек в 2009г. и 29,1 млн человек в 2010г.), что говорит о высокой туристической активности россиян, их страсти к путешествиям по просторам своей родины, пусть даже и сопровождаемыми неудобствами, дискомфортом и высокими ценами.

Кстати, ВЭФ поставил Россию по уровню развития туризма на 59-е место (всего - 139 мест), а среди европейских стран - на 33-е (всего в списке - 42).

Некомфортный стереотип.

Несмотря на все принимаемые меры, как признаются российские эксперты, пока не удается разбить стереотип, что с туристическим сервисом в России и ее городах не все хорошо. "В любом городе мира есть хороший сервис и плохой. В сегменте отелей бизнес-класса сервис в Москве абсолютно европейский. Что касается отелей 2-3 звезды, ситуация также очень меняется. Например, 11 гостиниц этого класса объединены в единую компанию с общими стандартами", - постарался защитить российский турбизнес С.Шпилько. По его мнению, даже мини-отели с плохим сервисом, если посмотреть и по опыту Москвы и Санкт-Петербурга, просто не выживают на рынке. Даже самые дешевые объекты размещения - хостелы - в столице работают, по заверению С.Шпилько, на хорошем уровне сервиса и расположены в центре Москвы - на Арбате и внутри Третьего транспортного кольца. Но эксперты вынуждены признать, что гостиничный сервис в Москве и тем более в России требует еще основательной доработки.

До сих пор нет даже точных данных о числе мест размещения в Москве. Столичное правительство сейчас планирует провести инвентаризацию коллективных средств размещения, сообщил С.Шпилько. Оказалось, что, например, хостелов в Москве, по предварительному анализу, оказалось не десяток, а 45 почти на 2 тыс. мест. К тому же целесообразно посчитать места размещения, интегрированные, например, в спортивные сооружения.

Относительно "учтенных" крупных объектов размещения представители столичных властей говорят, что с октября 2010г. по март 2011г. в Москве открылось 12 новых и реконструированных гостиниц на 3 тыс. 250 мест. "Гостиничный фонд столицы быстро растет. За последние полгода у нас открылась гостиница Lotte Plaza на 600 мест, первый корпус Crown Plaza в Центре международной торговли. Несколько мини-гостиниц открылись в округах Москвы: например, "Мишель" на 22 места в ЦАО, отель "Ломоносов" на 60 мест в СЗАО. Очень показательно открытие трехзвездочной гостиницы "Аминьевская" на 223 номера - это первая столичная гостиница, реконструированная из бывшего общежития", - рассказал С.Шпилько. Количество россиян в столичных гостиницах составит не менее 100 тыс. человек, число их ночевок вырастет на 400 тыс., привел оценки С.Шпилько. В прошлом году в гостиницах Москвы останавливались 4 млн туристов, в 2011г. власти города рассчитывают принять 4,2-4,25 млн человек.

В Сочи, где сезон начинается 14 мая 2011г. (это 1 тыс. дней до Олимпиады-2014), как сообщил исполняющий обязанности начальника управления по курортному делу и туризму администрации города Алексей Грачев, насчитывается 171 средство размещения в организованном секторе - пансионатах, отелях. Однако и здесь власти города имеют условно-приблизительное представление об общем числе мест размещения, с учетом мини-гостиниц и частных домов. Частично это обусловлено прежде отсутствовавшими требованиями к классификации мини-отелей. Сейчас Минспорттуризма РФ подготовило новую систему классификации, в соответствии с которой мини-отели выделяются как класс и получают требования иметь более 5 номеров, отдельные входы для гостей и персонала, светящуюся вывеску и кафе. Принимать гостей мини-отель должен круглосуточно. Но представители отрасли малых средств размещения, которые особенно распространены в Санкт-Петербурге и Сочи, сейчас высказывают опасения, что значительная часть таких отелей уйдет в категорию частных домов.

Между тем, если в Санкт-Петербурге сейчас работает 260 малых отелей и 38 хостелов официально, а с учетом теневого рынка это число достигает 800, то для Сочи вопрос малых средств размещения стоит гораздо более остро. Так, А.Грачев привел данные о 1 тыс. мини-гостиниц и почти 5 тыс. частных домов, сдающих свои помещения под временное размещение. Нетрудно прикинуть, что в одном частном доме могут в среднем проживать 7 человек, в одном мини-отеле, как показывает практика, - около 25 человек. Получается, что суммарное число мест в малых средствах размещения в Сочи достигает 60 тыс., тогда как суммарное число мест в крупных гостиницах и здравницах, в соответствии с приведенными А.Грачевым данными, в сезон 2011г. составляет 50 тыс.

Кстати, пока сочинская администрация выявляет малые гостиницы "на глаз". "Если есть признаки гостиницы (ресепшн, точка питания), то мы берем завуалированное название "мини-гостиница". Жилые дома, предоставляющие размещение для туристов, все стоят на налоговом учете и имеют право сдачи в наем помещения для временного проживания", - описал А.Грачев методику контроля администрации Сочи мини-форм размещения отдыхающих.

Однако сочинская администрация, как недавно заявил мэр города Анатолий Пахомов, решила обязать классифицировать все объекты размещения, несмотря на то, что в России классификация гостиниц добровольна. "После классификации будет следующим образом: есть классификация - принимаешь гостей, нет - запрещено. Государственная классификация должна помочь решить проблемы предоставления качественных услуг", - сказал мэр Сочи.

Между тем ситуация с местами размещения в курортной столице России усугубляется и тем, что в Сочи 24 здравницы закрыты на реконструкцию. Однако власти заверяют, что город готов к наплыву туристов: планируется, что их будет на 4% больше по сравнению с предыдущим летом, когда курорт принял 2,8 млн человек. Предполагается, что многие приедут, опасаясь ехать в Египет, попавший в волну арабских революций начала 2011г.

Визовые ограничения для въезда в Евросоюз также, так или иначе, подстегивают сочинский турпоток, и это несмотря на цены, превышающие цены Греции, Черногории, Болгарии на 25-30%. Сочи трудно соревноваться по соотношению безвизовой доступности, удаленности от центра России, цены и качества, разве что с Турцией. Но, к счастью для Сочи, не все хотят ехать в Турцию, к тому же ряд россиян хотят получить санаторное лечение в Сочи, а не SPA-отдых в Турции.

А.Грачев поспешил заверить, что цены не изменятся на пребывание в Сочи этим летом, максимум увеличатся на инфляционную составляющую.

Какой это даст эффект, покажет время. Однако совсем недавно председатель городского собрания Сочи Анатолий Луцык признался, что количество отдыхающих в Сочи сокращается ежегодно на 15%.

Нам любые дОроги дорОги.

Если цены на размещение туристов в России высоки, при этом не всегда соразмерно уровню сервиса, но каким-то чудом их рост сдерживается даже в условиях дефицита мест размещения, то цены на перевозки вызывают удручающее состояние даже у матерых экспертов туротрасли. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), стоимость авиабилетов в РФ к лету 2011г. на южном направлении возрастет на 15%. При этом в 2010г. в пиковый сезон стоимость полета из Москвы до Сочи составляла в одну сторону от 8 до 25 тыс. руб. эконом-классом. Перспективы дальнейшего роста пассажиропотока на южном направлении при таком ценообразовании туманны, полагают в АТОР.

Мэр Сочи А.Пахомов даже был вынужден обратиться в правительство РФ, выразив обеспокоенность тем, что перелет или проезд к Сочи дороже, чем само проживание. Ранее руководитель направления по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский отмечал наличие больших сложностей в организации чартерных перевозок (как железнодорожных, так и авиационных) на южном направлении РФ, так как стоимость билета на железнодорожный чартер оказывается выше, чем в кассе, а авиаперевозчики не хотят расширять чартерное направление на курорты России, предпочитая поддерживать регулярные рейсы. АТОР при этом рассчитывает договориться с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ее дочерней Федеральной пассажирской компанией об увеличении срока предварительной продажи железнодорожных билетов до трех месяцев. Целью ассоциации является обеспечить возможность туркомпаниям и туристам приобретать билеты заблаговременно и с гарантированным наличием мест: РЖД сейчас реализует билеты максимально за 45 суток до выезда.

Сочинская администрация сетует и на налоговое законодательство: внутренние авиарейсы облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) в 18%, в отличие от международных перевозок. Это существенно удорожает билеты. Власти Сочи готовы сражаться за снижение цен на авиаперевозки, в том числе в альянсе с туроператорами, доказывая Минтрансу необходимость создания чартерной цепочки и Минэнерго - снижение цен на авиакеросин (с 2008г. по 2011г. цена на авиатопливо возросла в 2,5 раза).

С.Шпилько, ранее возглавлявший Российский союз туриндустрии и хорошо представляющий проблемы туротрасли в целом, считает, что должен быть определен срок, после которого цена на проданные авиабилеты за счет изменения размера топливного сбора не должна меняться. Для мирового рынка авиаперевозок это нонсенс, а вот в России это возможно, сокрушается эксперт.

По данным туроператоров, пока железнодорожные перевозки пассажиров в России в объемных показателях превышают соответствующие показатели в авиаперевозках, но динамика авиаперевозок гораздо выше. Так, в 2010г. услугами авиакомпаний воспользовались 55 млн человек, прирост к 2009г. составил 5 млн человек. На 2011г. рост рынка авиаперевозок составит, по прогнозам, 30-35%, в то время как железнодорожных - 7-11%. При этом такая разница в динамике образуется, в том числе, за счет существующих ограничений по предварительной продаже билетов. Авиакомпании предлагают билеты даже за год до вылета, что позволяет приобрести билет с очень большими скидками.

Правда, еще останется долго и сложно решаемый вопрос о качестве сервиса на транспорте и состоянии перевозок, особенно по железной дороге, когда вагоны могут быть 30-летнего срока службы и без кондиционера на южном направлении.

Добавил: admin2 | Дата: 19.06.2025 Просмотров: 552 | | 0
Категория:
В МИРЕ ГЕОГРАФИИ
Теги:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]