Арктика активно осваивается туристами из разных
стран мира. И хотя Россия владеет едва ли не самым лакомым куском этого
региона, туризм здесь в самом зачаточном состоянии
 | |
. |
Москва.
26 мая. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Экспедиционный туризм, в частности, в
Арктику, считается хотя и эксклюзивным, но динамично растущим и очень
перспективным направлением туризма. Как пояснил
"Интерфакс-Туризму" основатель компании «Посейдон Экспедишнс» Николай
Савельев, экспедиционным туризмом называют поездки в труднодоступные
части Земли, которые еще недостаточно изучены, удалены от основных
регионов обитания, и Арктика с ее многочисленными архипелагами и
островами занимает среди них одно из первых мест."Арктика –
регион, который еще надо открывать. В ходе круиза некоторые туристы,
например, просят командира ледокола подойти ближе к берегам. Но делать
этого нельзя по одной простой причине – до сих пор нет промеров глубины,
неясно, где проходят течения. Так что большая часть побережья до сих
пор недоступна для высадки людей", - рассказал он. "Мы работаем
не на круизных лайнерах, а на настоящих ледоколах и научных судах,
которые специально дооборудуются для комфортного путешествия. В
частности, в Арктике мы ходим на ледоколе «50 лет Победы», самом мощном в
мире", - пояснил Н. Савельев. Экспедиционные круизы начали
развиваться в мире с начала 80-х годов. В это время Россия была занята
перестройкой, и ей, понятно, было не до круизов. Между тем иностранные
компании зафрахтовали российские суда - на тот момент самые совершенные -
для выполнения арктических круизов. В середине 90-х Россия
«вспомнила» о том, что ей принадлежит почти половина арктических
просторов, на которых можно развивать круизный туризм. Сейчас процесс
возобновляется, но идет тяжело, прежде всего, потому что время упущено.В
итоге, пока круизы в российской Арктике развивают зарубежные компании. И
то - с трудом. Так, если на Шпицберген ежегодно выполняется 48 круизов
за сезон, и стоимость некоторых благодаря объемам уже снизилась до $4
тыс., то в российскую Арктику - всего четыре, из них три - иностранными
операторами. К тому же, освоены здесь только Земля Франца Иосифа и
Северный полюс. Вот, например, Национальный парк «Русская
Арктика». Это - 1 млн 420 кв. км площади, включающей остров Северный
архипелага Новая Земля, а также острова архипелага Земля Франца Иосифа.
Понятно, что при таком масштабе и удаленности одна из основных проблем -
труднодоступность территории. Попасть в "Русскую Арктику" можно только
самолетом, вертолетом или судами ледового класса. По словам директора Национального парка Романа Ершова, "Русскую Арктику" в 2011 году посетят не более 1 тыс. туристов. "Это,
конечно, мало. Заповедник должен быть доступен большему числу людей.
Парк может стать серьезной, крупной площадкой для работы с туристами и
туроператорами российской Арктики", - сказал он, выступая на днях в
Архангельске на первом международном туристическом форуме ITFA по
вопросам развития северных регионов.Для расширения арктической
«географии» есть серьезные препятствия. В первую очередь из-за того, что
вся российская Арктика - приграничная территория. К тому же большая ее
часть недоступна с точки зрения логистики: поблизости нет портов. Так,
например, пока невозможно организовать круизы на Северную землю или к
Новосибирским островам. Что касается развития арктических круизов
в России, то для этого нынешний парк судов абсолютно недостаточен. Дело
в том, что отданные во фрахт арктические суда постепенно возвращаются в
Россию, но их техническое состояние таково, что использовать их можно
только после кардинальной реконструкции. А денег на нее нет. При этом за
рубежом строят новые суда. Сейчас в Арктике работают 30 судов,
из них 8 судов - российские, тогда как десять лет назад в Арктике
работали более 20 российских судов. По данным представителя
российской компании-оператора арктических круизов «Клуб путешествий
Special» Алексея Миронова, на ее долю приходится 10% объема рынка. На
долю австралийского оператора приходится 40%, американского – 30% и
английского - 20%. Для российского рынка экспедиционные круизы, в
том числе и в Арктику, пока «терра инкогнита». Знания россиян об
Арктике ограничиваются тем, что там очень холодно, и работают там только
научные экспедиции. Серьезное препятствие для россиян и высокая цена -
от $7 тыс. плюс дорога. В отличие от Антарктики, которую посещают до 40 тыс. туристов, Арктику посещает на порядок меньше путешественников. С другой стороны, как рассказал Н. Савельев, спрос на экспедиционные поездки явно активизировался. "До
2009 года россиян на наших круизах по Арктике практически не было. Как
ни странно, первый всплеск интереса к такого рода поездкам появился в
кризис, когда европейские рынки довольно заметно "просели", а у нас в
круизе на Северный полюс впервые участвовало сразу 40 россиян. Это был
серьезный рывок вперед. Очевидно, что в России сейчас достаточно людей,
которые могут себе позволить подобные путешествия. Другое дело, что не
все знают о такой возможности", - пояснил он "Интерфакс-Туризму". Любовь Ямутова