4 октября 2012 года в киноклубе «Фитиль» состоялся закрытый предпремьерный показ телевизионного фильма «Алсиб. Секретная трасса», посвященного истории транссибирской авиатрассы Аляска (Фэрбенкс) – Сибирь (Красноярск), одного из самых важных маршрутов союзнических поставок по программе ленд-лиза.
Фильм создан московской телестудией «Единая Медиа Группа» под руководством генерального продюсера Алексея Куренкова на средства гранта Русского географического общества. «Единая Медиа Группа» является одним из основных подрядчиков ВГТРК в области производства документального кино и телепередач для таких каналов, как «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Моя планета».
Вот уже более двух лет при поддержке Русского географического общества студия снимает документальные фильмы о географических исследованиях, экспедициях, открытиях и путешествиях, которые транслируют в эфире каналов «Моя планета» и «Россия 2».
Весной
этого года по инициативе Президента Русского географического общества
С.К. Шойгу студия приступила к созданию фильма «Алсиб. Секретная
трасса».
Автор сценария Светлана Родина собрала большое количество материала - много ценной информации. «Нам удалось найти массу источников, мы нашли документы, воспоминания. Материала хватит не на один фильм. Уже есть решение о продолжении проекта. А возможно удастся снять и художественное кино – есть несколько очень интересных историй, которые хотелось бы рассказать зрителю», - поделилась Светлана.
Авторы фильма собрали уникальный архив, они получили доступ к фотографиям и документам, которые до этого были строго засекречены. При подготовке фильма большую помощь оказали сами ветераны – участники перегонов, члены их семей, историки, представители дипломатического корпуса США.
Консультанты фильма
Елсуков Виктор Михайлович
Родился 14 марта 1924 года в городе Махачкала, в семье рабочего-строителя. После начала войны окончил краткосрочные курсы в аэропорту Махачкалы. Завершил учебу в Новосибирске осенью 1941 года. В мае 1942 года получил квалификацию бортрадиста 3-го класса и призван на военную службу.
Летом 1942 года получил направление в Московскую авиационную группу особого назначения. Три месяца летал на военно-транспортных самолетах в блокадный Ленинград и в районы базирования крупных партизанских соединений. В сентябре получил новое назначение - обслуживать работу советской военной миссии по приему американских боевых самолетов и перегонке их с Аляски в Сибирь.
В сентябре 1945 года вернулся в Баку, в распоряжение Азербайджанского управления ГВФ. После демобилизации стал радистом 1-го класса. С 1960 года работал в Московском управлении ГВФ. В 1985 году ушел на пенсию, имея в своем активе 30192 часа безаварийного нахождения в воздухе. Воспитал несколько десятков молодых радистов.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалью за боевые заслуги и медалью за трудовую доблесть.
Валерий Петрович Гамов
Отец – Петр Павлович Гамов был летчиком, командиром эскадрильи первого перегоночного полка, сопроводил более 200 авиагрупп. Мать – Макарова Елена Александровна была переводчицей. Сам Валерий Петрович – заслуженный полярный летчик, участвовал в рейсах, сопровождающих испытания ядерного оружия.
Гамов Петр Павлович
Родился 16 марта 1921 года в городе Тамбове, в семье служащего. В 1939 году призван в армию и направлен в Харьковское военно-авиационное училище. В 1940 году в звании младшего лейтенанта назначен на должность младшего летчика-наблюдателя 39-й отдельной разведывательной корпусной эскадрильи Одесского военного округа.
После начала войны направлен в запасной авиаполк в Кировабад и вскоре назначен штурманом в 4-й перегоночный авиационный полк. Перегонял прибывающие с Аляски через Берингов пролив на аэродромы Чукотки и Магаданской области американские бомбардировщики и истребители в город Киренск.
С конца 1945 года в течение нескольких месяцев занимался перевозкой военной почты, а с весны 1946 года - штурман 2-й Краснознаменной авиационной транспортной дивизии. В запас вышел с должности штурмана эскадрильи в звании майора в 1960 году.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью За боевые заслуги, многими другими наградами.
Владимир Владимирович Гарнов
Когда мать и отец ушли на фронт он был еще подростком. В армию не взяли, еды не было. Пришлось идти учиться в авиационное училище. После окончания получил направление на Алсиб, где стал автомехаником 4-ого перегоночного полка в г. Якутск. Обслуживал перегон самолета. После демобилизации занимался испытаниями ядерного оружия. Обладатель 12 наград и автор нескольких книг (для примера): «По волнам памяти. Москва – первый год войны», «По волнам памяти. Северная воздушная трасса Аляска – Сибирь».
Горбунова Людмила Ивановна.
Дочь летчика-бомбардировщика Красноярского гвардейского авиаполка, жена перегонщика Перова Виктора Михайловича, после его смерти возглавляет секцию «Аляска-Сибирь» СКВВ (Советского комитета ветеранов войны). Соавтор более 10 книг про военную полярную авиацию, среди которых «Полярная авиация России 1941-1945» и «Небо без границ» - основана на архивных документов, рассекреченных в 1994.
Для многих гостей показа тема фильма
стала открытием. Что не удивительно - из-за секретности воздушной
трассы, а впоследствии с началом холодной войны о программе ленд-лиза говорить запрещалось. Многих летчиков даже не признавали ветеранами.
Зрителям показывают весь сложнейший маршрут от Аляски до Красноярска, по которому первыми прошли перегонщики пятого полка и доказали, что это возможно. За время существования с октября 1942-го по октябрь 1945 года по авиатрассе был перевезен 128 371 пассажир (из этого количества 17 322 платных), 18 753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 т почты, было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Погибли 115 летчиков.
Фильм выйдет в эфире телеканала «Россия 1» 15 октября 2012 года.
Наталья Соколова
Фото Ярослава Никитина
* * *
Ленд-лиз (от англ. lend – «давать взаймы», lease – «сдавать в аренду, внаем») – программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования, боеприпасов, техники, продовольствия и стратегического сырья странам-союзницам в период Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США и подписан президентом Ф. Рузвельтом 11 марта 1941 года.
Доставки грузов из США, Канады и Великобритании в СССР осуществлялись по нескольким маршрутам (североатлантические конвои в Мурманск, через Иран, на Дальний Восток, в Советскую Арктику и по Черному морю). Первый маршрут, через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск, был открыт уже в августе 1941 года.
В связи с тем, что пути доставки боевых самолетов через Северную Атлантику в Мурманск и через Тихий и Индийский океаны в Иран были либо ненадежны, либо не оперативны, потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась «Сталинская трасса» Аляска – Сибирь, или, сокращенно, Алсиб, с момента открытия которой в октябре 2012 года исполняется 70 лет.
Всего комментариев: 0 | |