Абитуриент 2014

Институт математики
и естественных наук скфу

15:29
А. Лобжанидзе: ЕГЭ «сушит» географию

Всего через 10 дней, 28 октября в Зале Культурного центра МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва. Ленинские горы, д. 1) откроется Всероссийский съезд учителей географии. Александр Лобжанидзе, президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России рассказал, где в России готовят победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, что изменилось в школьной географии за последние годы и поделился своим мнением о том, как улучшить качество преподавания географии.

- Александр Александрович, Вы давно возглавляете Ассоциацию учителей географии. Каковы основные проблемы преподавания географии в школе сегодня?

- Ассоциация существует 15 лет, я возглавляю ее 10 лет. Сегодня региональные отделения существуют в 25 регионах. Первая и основная проблема школьной географии - старение преподавательского корпуса. Причина очевидна: при низком уровне зарплаты в регионах молодые выпускники педвузов и университетов идут в школу неохотно. Следствие этой ситуации - усиление разрыва поколений учителей, ориентированных на традиционные формы преподавания и учеников, живущих в новом информационном пространстве. Вторая проблема - отсутствие единого государственного стандарта к учебно-методическим комплексам. В условиях рынка появилось огромное количество линий учебников, многие из которых написаны в старых образовательных парадигмах. Как следствие - отсутствие преемственности от класса к классу, от региона к региону. При переходе из одной школы в другую ученик и родители сталкиваются с проблемой перехода на новый УМК. Третья проблема - набивший оскомину ЕГЭ. Можно сколько угодно обсуждать соответствие вопросов программе и однозначность ответов. Главная проблема в том, что ЕГЭ «сушит» географию, заменяя ее гуманитарную основу на натаскивание на решение вопросов. Четвертая проблема - потеря практической значимости географии, как для жизни, так и для будущей карьеры. В последнее время практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канули в лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. В большинстве вузов география исчезла из перечня вступительных экзаменов экономических факультетов, оставшись только в профильных географических факультетах - отсюда и падение интереса к ней у выпускников. Изменились ли эти проблемы за последние 5-15 лет? Да, к сожалению, они обострились.

- Какие регионы России (субъекты или конкретные школы) могут похвастаться высоким уровнем преподавания географии?

- При общем высоком уровне столичных городов Москвы и Питера есть еще ряд центров, отличающихся традиционно высоким уровнем географического образования. Победители и призеры Всероссийской и международных олимпиад представляли и Курск, и Иркутск, и Ставрополье и т.д. Все зависит от конкретных факторов: наличие значимого регионального центра географического образования (университета), института повышения квалификации учителей, грамотного инициативного методиста по географии и конечно талантливых учителей, подготовивших ни одно поколение победителей и призеров олимпиад, участников географических конкурсов и многочисленных проектов.

- Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

- В первую очередь нужно полностью реализовать требования нового ФГОС по основной школе и добиться достойного положения географии в базисном учебном плане старшей школы. Во-вторых, усилия географической общественности должны быть направлены на популяризацию географии во всех сферах современной жизни.

С А.Лобжанидзе беседовали представители пресс-службы географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Подробнее о Всероссийском съезде учителей географии можно узнать на сайте мероприятия: www.geogr.teacher.msu.ru.

Добавил: admin2 | Дата: 19.06.2025 Просмотров: 483 | | 0
Категория:
В МИРЕ ГЕОГРАФИИ
Теги:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]